Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций, специальные правила по изменению существенных условий труда

Центры по обеспечению деятельности бюджетных организаций создаются в соответствии с Указом Президента РБ от 23.12.2019 г. № 475 «Об обеспечении деятельности бюджетных организаций».  

В центры переведут:

  • работников выполняющих техническое обслуживание зданий
  • водителей (в России с 2020 года вообще планируют перевести чиновников на поездки в такси, так дешевле)
  • эксплуатация информационных систем
  • хранение архивов, инвентаря и прочего государственного имущества
  • лица осуществляющие охрану труда и пожарную безопасность

Право на создание центров предоставлено районным и областным исполкомам, а также учитывая то что финансироваться центры будут из средств местных в отношении республиканских бюджетных учреждений, в том числе государственных органов, положения о создании центров не распространяются.

В первую очередь будут создаваться центры по бухгалтерии. Подобный опыт есть в во многих районах бухгалтерию образовательных учреждений ведут централизованные бухгалтерии.

Отказ от изменения существенных условий труда

Указом продолжена практика установления оснований для увольнения, отличных от установленных нормами Трудового кодекса РБ. Так п.п. 2.2. Указа устанавливает, что в случае отказа от перевода в такие центры (а это изменение нанимателя) работники будут увольняться за отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда.

Работники будут обслуживать, как исполкомы, так и другие бюджетные организации (здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания, спорта и т.д.). Получается что если работник работал в организации возле дома, теперь он работает в другой организации, которая обслуживает как первую организацию, так и другие. И куда его пошлют работать сразу? А в будущем наниматель сможет без труда менять рабочее место для работника, от одной обслуживаемой организации на другую.

Сокращение, перевод в другую организацию или изменение существенных условий труда

Аналогичные нормы применялись при оптимизации государственного  аппарата в 2017 году. Государственным служащим предлагалась работа в других государственных организациях, в том числе в других городах, при отказе они увольнялись по такому основанию.

Государство преследует в таких случаях цель экономии, избегая возможных выплат по сокращению, лицам отказавшимся от перевода в другую организацию.

Перспективы судебного обжалования увольнения при изменении существенных условий труда при оптимизации деятельности бюджетных организаций

При правильно врученном уведомлении об изменении существенных условий труда — перспектив выиграть дело нет.

Пример иска о восстановлении на работе

Пример. В 2017 году одна работница (находящаяся в декретном отпуске) отказалась от перевода на госслужбу в другой населённый пункт, и подала заявление в суд о восстановлении на работе.

Почему иск о восстановлении на работе? Если суд примет сторону работника, то признает увольнение незаконным и так как восстанавливать некуда, взыщет с организации годовой оклад.

В иске было отказано, так как в установленном порядке предлагалась работа в той-же структуре в другом населённом пункте и работа в другой государственной организации в населённом пункте по месту прежнего трудоустройства.

Нестандартные судебные споры были и в 2018 года, когда проводилась оптимизация в виде объединения отделов исполкомов. Начальник  отдела, ранее в её отделе была она одна, обратилась в суд с просьбой признать её увольнение как увольнение по сокращению штатов, так как в объединённом отделе она уже была начальником отдела из нескольких человек. В иске отказано, увольнение в связи с отказом от изменения существенных условий труда признано законным.

Трудовая функция также может быть изменена, не всегда получится что дворник будет переведён на должность дворника, а дворник работающий на полставки на дворника работающего на полставки.

Пособие при отказе от изменения существенных условий труда

Основанием увольнения, при не согласии работать в номом центре, будет являться пункт 5 статьи 35 Трудового кодекса РБ. В соответствии со статьёй 48 ТК РБ при увольнении по данному основанию выплачивается выходное пособие в размере не менее двухнедельного заработка, иное может быть установлено в коллективных договорах.

Также должен быть решён вопрос с компенсацией за неиспользованный отпуск, получением материальной помощи за проработанный период.

задайте вопрос в комментариях
задайте вопрос в комментариях

Поделиться ссылкой:

23 thoughts on “Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций, специальные правила по изменению существенных условий труда

  1. Если работник работает в бюджетной организации гл.бухгалтером сельского исполнительного комитета,мать одиночка,имеется несовершеннолетний ребенок 4 года.Предлагается перейти в центр в качестве бухгалтера,центр находится в другом населенном пункте,в связи с проблемами отсутствия транспортного средства,жилья в другом населенном пункте она отказывается.Можно ли ее уволить по сокращению штатов,или только изменение существенных условий труда с 2-х недельным пособием?

  2. По Трудовому кодексу РБ поручение работы в другой местности является переводом (ст. 30), а не изменением существенных условий труда. Но Указ выше по юридической силе Кодекса. В пункте 2.2 Указа прямо указано, что отказ от перевода не является основанием для увольнения по сокращению, а является основанием для увольнения по существенным условиям труда. Конечно в Указе нет понятия «в другую местность», но толкование Указа скорей всего доведено до кадровых служб исполкомов и уведомления они будут вручать по образцу, суды также будут руководствоваться доведенным до исполкомов толкованием Указа, отделы кадров исполкомов не будут действовать в разрез с указаниями, так как незаконное увольнение может повлечь привлечение к уголовной ответственности. Внимательно ознакомитесь с уведомлением в н«««ём должна быть ссылка на Указ 475 и расписаны основные положения Указа. При сокращении 2017, а там указ был ДСП, но в комментариях госорганов указывалось на возможность предложения работы в другом месте.
    Льгот для одиноких родителей нет. Если в уведомлении будет ссылка на Указ 475, уволят с двухнедельным пособием.
    Совет не ведитесь на обещания адвокатов, им главное получить клиентов. Единственный шанс по таким делам неправильно неправильное вручение уведомления.

  3. Здравствуйте. А если специалисту по кадрам предлагают работу инспектором по кадрам, и он не согласен на должность ниже? По какой статье увольнение будет правильным?

    1. Доброго времени суток, Светлана
      Указ новый, судебной практики применения п. 2.2. нет, но в нём указано что по сокращению не увольняют, а увольняют за отказ от изменений существенных условий труда. Действительно нет чёткого указания на сохранение трудовой функции. Тут надо смотреть:
      — на цель Указа — перевод работников в другую организацию без несения затрат на выплаты по сокращению;
      — на то, что передаются функции, а не штатная численность, тут понятно, в новой организации не может быть десять главных бухгалтеров или десять начальников отделов кадров, СООТВЕТСТВЕННО ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ, ЧТО ДОЛЖНОСТИ МОГУТ БЫТЬ ПОНИЖЕНЫ.
      Ни кто не уволит по сокращению, за счёт каких средств, если кто-то выделит на это деньги, зная нашу систему госуправления, сразу будет шум. А вот возможные судебные споры для работников, у которых произошло понижение либо изменилась трудовая функция, явно не перспективны.

  4. Здравствуйте. В отделе по образованию работала бухгалтером и вела учет мбп и род.плату ДДУ. В центре предложили должность бухгалтер по учету имущества. Останется ли у меня прежний участок работы?

    1. Доброго времени суток, Маша
      По Указу нет такой обязанности по сохранению участка работы. Но, должны перенять опыт работы объединённых бухгалтерий отделов образования по распределению участков с учётом знаний работников, а то придётся всех сразу переучивать на другой участок. Всё зависит от руководителя.

  5. Добрый день, проконсультируйте, пожалуйста, по такому вопросу. Я отказалась от предложенной мне должности (она ниже по квалификационной категории) при переводе в Центр. Увольняют по п.5 ст.35. Понимаю, что это вразрез с ТК РБ, но начальник руководствуется только Указом № 475. Какие выплаты мне положены при увольнении (я проработала в организации 5,5 мес.)?
    Заранее благодарю за ответ.

    1. Доброго времени суток, Галина
      1. В соответствии со ст. 48 ТК При прекращении трудового договора по основаниям, указанным в пункте 5 части второй статьи 35, работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее двухнедельного среднего заработка. Т.е. колдоговором может предусматриваться больший размер. А так двухнедельный заработок.
      2. Компенсация за неиспользованный отпуск.
      3. И конечно оплата отработанного времени на момент увольнения.
      4. Если премия уплачивается в следующем месяце, то она уже будет выплачена в следующем месяце после увольнения.

      1. Спасибо за Ваш ответ. Можно ещё вопрос: а единовременная выплата к отпуску мне положена?

        1. Да, забыли. Тут должно быть положение о порядке выплаты этой помощи в организации, вот Минтруд на станице http://mintrud.gov.by/ru/oplata_truda_rabotnikov_budzhetnoi_sferi даёт именно такой комментарий. Обычно пишут в положении: при увольнении или при отсутствии отпуска — пропорционально отработанному времени. За 2019 год надо посмотреть там аналогичная ситуация, некоторые организации в конце года выплачивали вновь принятым матпомощь, если оставались деньги на статье, но все от воли руководителя. А за период 2020 (новый указ) надо уточнить что в положении в организации, и в любом случае подать заявление, примерно ПРОШУ ВЫПЛАТИТЬ ЕДИНОВРЕМЕННУЮ ВЫПЛАТУ НА ОЗДОРОВЛЕНИЕ ЗА ПЕРИОД С 1 ЯНВ 2020 ПО ХХХ ПРОПОРЦИОНАЛЬНО ОТРАБОТАННОМУ ВРЕМЕНИ, без заявления скажут и основания не было. По нашему мнению должны выплатить финансирование в организации на эту выплату должно быть.

  6. Здравствуйте! Должен ли Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций вести кадровую работу в отношении руководителей учреждений, нанимателем которых является Бюджетная организация?

    1. Доброго времени суток, Светлана
      Согласно пункта 1.2 Указа все услуги центр оказывает на основании договора и за это получает оплату, если договором это определено и оплачивается то да, а так за спасибо то нет. Бухгалтерия будет всем считать зарплату, в том числе руководителю, и весь кадровый учёт должен быть в одном месте, в таком учёте много общих по организации учётных документов, например журнал учёта трудовых книжек, отчётность по кадрам.

  7. Создан Центр, в него входят обоазование, спорт и туризм, культура и сельсоветы. Всего около 3000 чел. В Центре введена ставка 1 инженера по охране труда. Должен ли этот инженер вести только Центр, либо вести работу всех вышеперечисленных учреждений

    1. Доброго времени суток, Татьяна
      Для определения численности специалистов по охране труда прежде необходимо руководствоваться постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23.07.1999 № 94.
      https://ohranatruda.of.by/normativy-chislennosti-spetsialistov-po-okhrane-truda-na-predpriyatiyakh.html
      https://www.espot.by/izdaniya/espot/kommentarii-k-postanovleniyu-mintruda-rb_0000000

      А в отношении объёма работы надо руководствоваться Должностной инструкцией и Договором организаций с Центром, в котором должна быть предусмотрена услуга специалиста по охране труда.

      1. В договоре написано осуществление деятельности, связанной с реализацией мероприятий по охране труда и пожарной безопасности, оказание организационно-методической помощи в оборудовании информационных стендов, уголков по охране труда и пожарной безопасности. Должен ли инженер Центра делать стат.отчетность и вести всю работу учреждений образовний, спорта и туризма , сельсоветов и учреждений культуры? Где можно получить разьяснение по этим вопросам?

        1. Доброго времени суток, Татьяна
          Вообще, тема новая. С руководителями центров проводятся семинары и совещания, там даются разъяснения направляются методички, в любом случае какое-то время будет притирка. По договору получается, что должны всё вести, весь комплекс работ по охране труда. Бухгалтерия и ведёт учёт и сдаёт за них статотчёты, единственно что руководители сельсоветов их подписывают.
          Можем Вам посоветовать, найти контакты (телефоны) специалистов по охране труда таких центров в соседних районах и городах и установить с ними контакт (они сами будут рады). Вы сможете обсуждать вопросы и помогать друг другу, напоминать о заданиях и отчётности. Я работал и у меня постоянный контакт с пятью такими же специалистам из других районов (познакомились на курсах), а с одним из районов перезваниваемся по несколько раз за сутки.

          1. Спасибо. Я созванивалась с некоторыми центрами. У них почти ничего не изменилось, т.к . они обслуживали и обслуживают то же колличество учреждений. Просто у нас другая немного ситуация, у нас самый большой центр в РБ, 3000 чел., более 100 учреждений. И не может 1 инженер обслуживать 100 учреждений. Согласна, бухгалтерия и хоз.группа обслуживает эти учреждения-у них огромный штат. Но про охрану труда никто не подумал. Подскажите, кто курирует работу центров?Куда можно написать, чтобы разьяснили эту ситуацию?

  8. Здравствуйте при администрации сельского поселения образовываем Центр обеспечения.Нам необходимо разработать штатное расписание.Положение мы разработали.Проблема в том что я не могу найти документов о размерах окладов.Подскажите на какой документ мне опираться в первую очередь.Администрация что то невнятно нам объяснила, но меня это не устроило.

  9. Добрый день. Исполкомом в 2022 году было принято решение о передаче центру функций, связанных с обеспечением деятельности организации, включенной в перечень при принятии решения о создании центра в 2020 году. Согласно п 2.2 ч.2 Указа передача функций в соответствии с ч.1 п 2.2 не является основанием для увольнения в связи с сокращением численности и штата работников, которым предложен перевод в центр. На момент принятия решения о передаче функций в организации работают 3 сотрудника (2 бухгалтера и 1 экономист). Так же на основании п.2.4 настоящего Указа местные исполнительные органы содействуют в трудоустройстве лиц, ранее занятых обслуживанием организации, включенной в перечень, на имеющие вакансии и созданные в центре места. На момент принятии решения о передаче функций по обеспечению организации центру было введено 2 ставки бухгалтера, а так же имелась вакансия начальника планово -экономического одела. Допустимо ли сокращение одного сотрудника, т.к. у него среднее специальное образование (у двух высшее) и он работал в организации на 0,5 ставки? Подскажите, обязан ли центр сообщить о имеющей вакансии или только о созданных рабочих местах?

    1. По такому вопросу конечно нужно консультироваться в исполкоме и финотделе.
      Но сокращения не должно быть, т.е тут смысл именно в невыплате окладов по сокращению, и если такую выплату потом признают незаконной, а так и будет, будут возмещать с виновных лиц.
      Все оптимизации численности последних лет основаны на принципе отсутствия оснований для сокращения и соответствующих выплат работнику, только перевод в другие организации, перевод именно как основание увольнение — в порядке перевода к другому нанимателю, и не обязательно в Центр м.б. и другая организация, поэтому и указано что исполком должен содействовать в трудоустройстве. Человек должен получить новую работу а государство не понести расходы на выплаты по сокращению.

  10. Я написала обращение на имя председателя исполкома и описала ситуацию. Мне дали ответ, что в связи с отсутствием аналогичной работы в организации, в которой я работала, я могу быть уволена по сокращению численности п.1 ст.42 ТК. Я считаю, что это не правильно. Мало того сокращения и до данной ситуации были при имеющихся вакансиях и финансовое управление не реагирует. Считает, что руководство центра имеет право кого хотеть того и брать.

    1. Должны быть ОСНОВАНИЯ для увольнения по сокращению. При сокращении надо предупреждать работника за 2 мес., уведомлять центр занятости, уведомлять профсоюз…
      Передача функций — прямо указано что не основание.
      А по какому основанию будет проведено сокращение?
      Просто так взять с потолка и без оснований уволить по сокращению нельзя, и везде так.
      Тут надо ставить вопрос — КАКОЕ ОСНОВАНИЕ ДЛЯ СОКРАЩЕНИЯ

      Должен быть издан приказ в котором должно быть указано основание для увольнения, например, в связи с тяжёлым экономическим положением
      1.Принятие решения и издание приказа о сокращении
      численности или штата работников.
      Решение нанимателя провести процедуру сокращения численности или штата работников оформляют соответствующим приказом. В приказе должны быть отражены обоснованная необходимость проведения и причины, послужившие сокращению численности или штата работников, определены мероприятия по осуществлению данной процедуры. Также приказ должен содержать информацию о количестве штатных единиц с указанием должностей, подлежащих сокращению, мероприятия по реализации приказа, перечень лиц, ответственных за исполнение соответствующих пунктов приказа.
      Справочно. Мероприятия по сокращению численности или штата работников: формирование списков работников, подлежащих сокращению,
      письменное уведомление сокращаемых работников,
      изучение возможности перевода высвобождаемых работников на другую работу.
      Одновременно с принятием решения о сокращении численности или штата работников должно быть утверждено новое штатное расписание.

      Образец приказа о проведении мероприятий
      по сокращению численности или штата работников
      Общество с ограниченной ответственностью «Весна»

      ПРИКАЗ

      01.11.2016 № 155-к

      г.Витебск

      О мероприятиях по сокращению
      штата работников организации

      В связи с резким снижением объёма работ, вследствие длительного отсутствия спроса на производимые товары в отделе сбыта и тяжелым экономическим положением организации

      ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Провести сокращение штата работников в отдела сбыта.
      …..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *