Обжалование действий должностных лиц налогового органа гражданами и самозанятыми в том числе плательщиками налога на профессиональный доход

Обжалование действий должностных лиц налогового органа может осуществляться как  в вышестоящю инстанцию самой налоговой так и в суд. В данной статье акцент сделан на судебное обжалование и именно дйствийй или бездействия, решения налогового органа в другом порядке.

Законодательство о налоге на профессиональный доход находится в стадии формирования, очень много разъяснений спорных вопросов, возможно есть пробелы в правово  регулировании. Важно что в соотвестввии с п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РБ — Применение актов налогового законодательства по аналогии не допускается.

Надо понимать что достаточно сложно в суде обжаловать действия налоговой инспекции. Налоговые органы имею достаточно большой опыт судебных спорров, штат юристов. А граждане и самозанятые в повляющем большинстве не обладают необходимыми юридическими знаниями и опытом.

И жалоба в вышестоящую инстанцию бесплатна.

В ряде случаев жалобу можно подать и в Прокуратуру, она в порядке общего надзора за соблюдением законодательства осущесвляет надзор и в сфере налоговых правоотношений.

Т.о. обжаловать можно:

  • в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу
  • в суд
  • в надзорный орган

Обжалование действий должностных лиц налогового органа в судах

Нормативные акты и разъяснения:

Право прямого ожалования в суд по налоговым делам

Общее правило обжалование действий госорганов в суд это предварительное обжаловаие в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Но в налоговой сфере допускается прямое обжалование в суд.

пункт 11. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 19 декабря 2019 г. № 6  Разъяснить судам, что исходя из положений статьи 102, части второй пункта 2 статьи 106 НК обжаловать решения налоговых, иных уполномоченных органов, действия (бездействие) их должностных лиц вправе любые лица, если они полагают, что такими решениями, действиями (бездействием) нарушены их права и (или) законные интересы. К ним относятся, в частности: плательщики налогов, сборов (пошлин), собственники имущества, участники, руководители организаций, в том числе бывшие. Лицо вправе обратиться за судебной защитой независимо от того, обжаловало ли оно решение налоговых, иных уполномоченных органов, действия (бездействие) их должностных лиц в вышестоящий налоговый, иной уполномоченный орган или вышестоящему должностному лицу, если иное не установлено законодательными актами.

В ряде случаев, например, когда поджимает время для решения других вопросов можно обжаловать действия налоговой непосредственно в суд. Если обжаловать в вышестоящий орган, то такой орган может дать отрицательный ответ в последние дни срока и время будет затянуто.

И в суд можно обжаловать в течении  года, т.е если даже пропустили месячный срок для подвчи жалабы вышестоящему должностному лицу.

Подсудность. В общий суд подаётся — Жалоба

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Президиума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 ноября 2016 г. № 7 О некоторых вопросах определения подсудности гражданских и экономических дел в системе судов общей юрисдикции пункт 3. Разъяснить судам, что дела, в которых сторонами (стороной) являются индивидуальные предприниматели, однако сам спор не связан с осуществлением предпринимательской деятельности, подсудны районным (городским) судам. Районным (городским) судам также подсудны дела по спорам, вытекающим из деятельности физических лиц, которая хотя и направлена на получение прибыли, однако в силу указания в акте законодательства не является предпринимательской (например, часть четвертая пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь, пункт 1 Указа Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь»).

Если в экономический суд подаётся заявление, то в общий суд (райсуд) подаётся жалоба.

Т.е. документ который подаётся в суд это не исковое или кокае-то другое заявление, а должно быть озаглавлен как: Жалоба на действия налогового органа (должностного лица налогового органа)

ГПК Статья 340. Жалоба и средства ее обеспечения

Дела, возникающие из административно-правовых отношений, возбуждаются в суде по жалобе. Предметом жалобы являются несогласие заявителя или прокурора с решениями, действиями (бездействием) государственного органа, организации или должностного лица. Мотивами (основаниями) жалобы могут служить юридические факты и иные обстоятельства, свидетельствующие о незаконности или необоснованности решений, действий (бездействия) государственных органов, организаций или должностных лиц. В жалобе может также содержаться указание на определенные средства защиты прав заявителя или иных лиц посредством отмены, изменения решений, действий государственного органа, организации или должностного лица, установления его обязанности совершить определенное действие или иным предусмотренным законом способом.

Средствами обеспечения жалоб являются:

запрет исполнения решений, действий государственного органа, организации или должностного лица до истечения срока на судебное обжалование (опротестование) в случаях, предусмотренных законом;

обязательное приостановление исполнения обжалованного решения, действия в случаях, предусмотренных законом.

Пошлина — 1 базовая величина

обжалование действий налогового органа

Доказательства

Так как этот процесс направлен на защиту интересов граждан установлеено что:

  • налоговая обязана доказать свою правоту
  • а вот гражданин должен только указать что он несогласен с действиями налогового органа и может не обосновывать и не доказывать свою правоту, а может и доказывать

ГПК Статья 339. Обязанность доказывания и представления доказательств

Суд проверяет законность и обоснованность решений, действий (бездействия) государственных органов, организаций и должностных лиц, решения, действия (бездействие) которых обжалуются, а в случаях, предусмотренных законом, – лишь их законность.

Государственные органы, организации и должностные лица обязаны представить суду материалы, послужившие основанием для соответствующих решений, действий (бездействия).

Заявители, государственные органы, организации и должностные лица, а также иные заинтересованные в исходе дела лица вправе представлять суду доказательства и иные материалы.

Содержание жалобы на действия госоргана  его должностного лица

 В жалобе указываются:

  • наименование суда;
  • ФИО  и арес регистрации заявителя;
  • наименование налоговой инспекции или дожностного лица и их место нахождения;
  • наименование обращения — Жалоба на действия… ;
  • обжалуемое действие или бездействие, конкретно какие права заявителя нарушены;
  • может быть указаны основания по которым заявитель считает действия незаконными и доказательства;
  • если направлялась жалоба вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган, надо приложить жалобу и ответ по ней;
  • в конце требование: прошу признать незаконными …;
  • м.б. требование о приостановке решений;
  • список приложений;
  • подпись заявителя  и дату подачи.

Приложения:

  • копия жалобы для налоговой;
  • документ об уплате госпошлины (подлиник);
  • если было обжалование, то копии жалобы и ответа;
  • документальные доказательсва (необязательно).

Образец заявления в суд о признании незаконными действий налоговой

В   Суд         Хххххххххххх        района    города  Минска

Заявитель:         Иванов            Иван              Иванович

зрегистрирован        по          адресу               г.   Минск

ул.     Победы   над     налоговой,          д. 11,        кв. 111

тел.  8  029  111 11  11

Орган,   действие  (бездействие) которого обжалуется:
Инспекция     Министерства     по    налогам    и  сборам
по   Пххххххххххх     району адрес: г. Минск, ул. Лесная, 5
( или     указание    на   конкретное   должностное  лицо
и    место   его   работы)   (иногда    жалоба  м.б. подана
и на инспекцию и  на должностное лицо одновременно)
ЖАЛОБА
на неправомерные действия Инспекции Министерства по налогам и
сборам по Ххххххххххх району
(или указывается — должностного лица)
Дата нарушения прав (например число принятие документа). ФИО и должность должностного лица и место его работы и (или) наименование налоговой инспекции. Если это отказ на просьбу (обращение, например, произвести зачёт или вернуть переплату, предоставить льготу), то надо приложить соотвествующе обращение.
Описывается нарушение прав.
Указать что Вы считаете эти действия (бездействия) незаконными. И желательно указать мотивы почему Вы так считаете: ссылки на законодательство и разъяснения, описание фактических обстоятельств дела, описать приложенные письменные доказательтва. Тут не всё должно быть, хотябы что-то. Доказывать правомерность своих действий должен госорган.
Если было обжалование в вышестоящий орган — описать:  дату подачи жалобы, кому подана, дату и суть ответа (отказ в удовлетворении) и указать что считаете данный ответ необоснованным. Если ответ не получен, указать что ответ не получен.
На основании ст. 6, 7, п. 5 ст. 335, статей 353-357 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, прошу:
1. Обязать (наименование налоговой инспекции и (или) должностного лица) востановить допущенное нарушение мох прав а имеено ___дале описание требование (наприер, предоставить льготу по налогу и т.п.)
2. Издержки, связанные с рассмотрением дела возложить на инспекцию хххххххх
3. Вернуть мне уплаченную государственную пошлину.
В порядке подготовки к делу истребовать (материалы по обжалованию из вышестоящей инспекции, материалы находящиеся в инспекции хххххххххх), это не обязательный пункт.
Приложения:
1. копия жалобы для инспекции ххххххх.
2. решение или письмо инспекции в связи с которым подана жалоба
3. перечисляются прилагаемые документы
4. квитанция об уплате государственной пошлины
дата   подпись    ФИО
Примеры предметов обжалования:
— о признании незаконными действий по приостановлению операций по счетам
— действия налоговоро органа по истребованию документов вне рамок провеки
— действий должностного лица по приостановлению проверки
— проведению проверки
— действий по наложению ареста на имущество
— назначения внеплановой проверки
— о признании незаконными действий (бездействия) инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району по невозврату излишне уплаченной суммы сбора в размере ххххххх за осуществление строительства объектов на территории г. Минска
— признать действия ИМНС по расчету подоходного налога  за период с 1 сентября 2009 г. по 31 декабря 20ХХ г. с использованием заключенного е договора простого товарищества, расценивая его как договор дарения, незаконным в связи с отсутствием права отменять, изменять, трактовать договора (ОТКАЗАНО)
—  о недействительности распоряжения налогового органа о взыскании сокрытого дохода  с момента его вынесения.
— о признании недействительными действий налогового органа по направлению требования о перечислении подоходного налога
— о признании незаконными действий управления землеустройства горисполкома по направлению в адрес ИМНС сведений от о земельных участках, используемых не по целевому назначению, не используемых в течение сроков, определенных законодательными актами, налоговая инспекция привлекалась к делу в качестве заинтересованного лица
основанием для признания незаконными обжалуемых действий (бездействия) государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица является совокупность двух условий: несоответствие таких действий (бездействия) акту законодательства и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.
Под действиями административных органов и их должностных лиц понимаются юридически значимые распоряжения, которые хотя и не облечены в форму решения, но повлекли нарушение прав и свобод заинтересованных лиц или создали препятствия к осуществлению ими прав и свобод.
Под бездействием понимается неисполнение административным органом или его должностным лицом обязанности, возложенной на него нормативно-правовыми и иными актами (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
К действиям органов местного управления и самоуправления, их должностных лиц по смыслу главы 25 ХПК относится властное волеизъявление, не облеченное в форму ненормативного правового акта, но влекущее либо повлекшее нарушение прав и законных интересов заявителя, препятствующее их осуществлению. К действиям относятся выраженные в письменной или устной форме требования должностного лица при осуществлении им распорядительных, контрольных функций либо отказ в принятии административного решения.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *