Маркировка обуви из России с 1 марта 2020 или с 1 сентября 2020

Маркировка обуви белорусскими контрольными знаками была отменена в апреле 2019 года. Однако, предпринимателей с 1 марта 2020 года ждёт очередной законодательный сюрприз. Свое законодательство «ноги поломаешь», а ещё и российские заморочки.

После нашей публикации 6.03.2020 года на сайте МНС РБ опубликовано извещение российской стороны о продлении сроков маркировки обуви в РБ, Постановлением Правительства РФ от 29.02.2020 г. № 216 производство и импорт обуви без маркировки, а также оптовая и розничная продажа немаркированной обуви запрещены с 1 июля 2020 г. (ранее – с 1 марта 2020 г).

Как продавать остатки обуви с 01.03.2020 в Беларуси

Сразу отметим, что письмо Министерства по налогам и сборам РБ 04.02.2020 № 8-2-12/00145   «О приобретении обуви на
территории Российской Федерации» контрольным подразделениям даны указания не применять меры ответственности к ИП ввезшим обувь с территории РФ до 1 сентября 2020 года.

И в РФ ещё толком не определись с оформлением оптовых продаж за наличку. Надо отметить, что и российская розница особенно в начале, будет делать ошибки, возможно не внесение кодов в базу по остаткам товаров. Кладовщики и т.д. будут ошибаться. Бардак в РФ будет ещё долго, а у нас уже с сентября вводят конфискацию обуви за несоблюдение иностранного законодательства..

Белорусским ИП тема маркировки в РФ важна, так в 20 году будут в РФ маркироваться одежда (куртки, пальто, пиджаки), велосипеды. С 2016 года уже маркируются шубы. В перспективе весь товар с РБ будет с «честным знаком». А позиция нашего налогового ведомства: будем контролировать российскую маркировку.

Ниже вопросы с одного из вебинаров по маркировке обуви в России.

маркировка обуви с 1 марта 2020 в Беларуси
маркировка обуви с 1 марта 2020 в Беларуси

Минпромторг РФ с марта 2020 вводит продление маркировки обуви, но это не касается отпуска из розницы, а только маркировки остатков на складах. Всё равно надо ориентироваться на 1 сентября.

Маркировка обуви, ввозимой из РФ с 1 марта 2020 приобретённой за наличку

Проверка маркировки обуви
Проверка маркировки обуви

Со структурой российского законодательства о маркировке товаров можно ознакомиться на сайте МИНПРОМТОРГА РОССИИ.

Законодательство РФ с 1 марта 2020:

  • вся продаваемая в РФ обувь должна быть промаркирована «честным знаком» — средством идентификации;
  • в кассовом чеке должен быть указан код идентификации.

В чём смысл: это индивидуальная маркировка каждого товара. Все производители и импортёры (из Китая) получают и наносят на обувь идентификационные коды, зашифрованная в картинке цифровая последовательность. Далее отслеживается все этапы движения товара, на последнем этапе (продажа за наличку) в чеке КСА указывается идентификационный код, одновременно с этим отправляется электронное сообщение в центр выдачи кодов, и код списывается. Таким образом код может быть использован только раз.

Есть список обуви, которая в РФ не маркируется, это в частности:

  • При производстве на вывоз на территории Евразийского экономического союза.
  • Образцы обуви не на продажу.
  • Для официального использования.
  • Взысканная и конфискованная.

Какими программами надо будет пользоваться белорусскому ИП

Для работы ИП потребуется зарегистрироваться в двух приложениях (скачиваются в в App Store или Google Play ):

  • «Проверка кассового чека»
  • «Честный Знак»

Какие документы потребует белорусская налоговая

Как в РФ отпускают обувь в розницу? У каждого КСА есть сканер, им сканирую знак на коробке и код автоматом попадает в чек так можно отсканировать несколько пар обуви.

Изменения прежде всего коснуться чека онлайн касс, так как в чеках будет содержаться уникальный код. Напомним, что чек и раньше должен был быть, как один из возможных документов подтверждающих оплату. А вот требовать наличии маркировки на обуви налоговая возможно и не имеет права, возможно будут комментарии, но нашим законодательством такая маркировка не предусмотрена и товары поставляемые с фабрик в Беларусь не маркируются знаками. Объяснение одно, товар должен соответствовать чеку.

Кассовый чек, должен быть в базе ФНС РФ, может быть как бумажным, так и электронным. Должен содержать:

  • Ф.И.О. белорусского ИП;
  • количество товаров;
  • наименование товаров.

Так как в РФ существуют отличия в законодательном использования кассового оборудования для различных субъектов хозяйствования, если указанных выше реквизитов нет в чеке, в подтверждение продавец РФ должен выписать документ, содержащий указанные сведения, в частности:

  • ТЧ (товарный чек);
  • УПД (универсальный передаточный документ);
  • ТН (товарная накладная) и др.

См. запись ЕДИНЩИКАМ ОТМЕНА ОБЯЗАННОСТИ ИМЕТЬ ДОКУМЕНТЫ НА ТОВАР В МЕСТАХ РЕАЛИЗАЦИИ

Контроль ввозного НДС

Тут надо обратить внимание на то, что в российском чеке будет указан код товара по ТН ВЭД ЕАЭС, цена и количество товара, данные сведения должны соответствовать заявлению на ввоз и декларации по ввозному НДС. В том числе при определении ставки 10% НДС по детской обуви. См. запись СТАВКА НДС 10% ПРИ ВВОЗЕ ИЗ РФ.

С 1.03 по 1.09 ИП могут потренироваться в проверке маркировки обуви.

Вопрос. Как продавать остатки обуви с 01.03.2020 в Беларуси.

Ответ. На обуви ввезённой до 1.06.2020 года может отсутствовать маркировка российским знаком. У белорусских ИП не обязанности такую обувь маркировать либо инвентаризировать. Соответсвенно должны быть документы на ввоз до указанного срока и уплачен НДС. Проверить смогут, например, если нет накладной на данную обувь, или если дата выпуска обуви на коробке позже 1.06.2020.

задайте вопрос в комментариях
задайте вопрос в комментариях

Поделиться ссылкой:

2 thoughts on “Маркировка обуви из России с 1 марта 2020 или с 1 сентября 2020

  1. Как на данный момент закупать обувь в РФ для ИП , какие документы нужно предоставлять контролирующим органам??

    1. Доброго времени суток, Игорь

      Письмом МНС от 16.01.2021 № 8-2-12/00090 по обуви ввезённой до 01.07.2021 продлён мораторий о неприменении ответственности по если легальность документов не подтверждена в информационной системе Федеральной маркировка средствами идентификации приобретенного товара (обуви), не соответствует сведениям мобильного приложения «Честный Знак».

      В настоящее время действует (пункты 1 и 2) ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 16.06.2020 № 8-2-12/01260 «О ПРИОБРЕТЕНИИ ОБУВИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
      «В связи с поступающими запросами индивидуальных предпринимателей, приобретающих на территории РФ обувь за наличный расчет на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, о порядке документального оформления приобретения таких товаров и проверке легальности средств идентификации, нанесенных на них, МНС и сборам сообщает.
      1. О документах, подтверждающих приобретение обуви.
      В соответствии с подпунктами 1.15 и 1.16 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) на плательщиков возложена обязанность по проверке первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства, а также обеспечению наличия предусмотренных законодательством документов, подтверждающих приобретение (поступление, транспортировку) товарно-материальных ценностей.
      При проведении контрольных мероприятий и (или) рассмотрении вопроса о начале административного процесса по части четвертой статьи 12.17 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП), налоговым органам в качестве документов, подтверждающих приобретение обуви на территории Российской Федерации обуви за наличный расчет, следует принимать следующие документы:
      кассовый чек, выданный белорусскому индивидуальному предпринимателю-покупателю российским продавцом и содержащий установленные законодательством РФ сведения (включая реквизиты Ф.И.О белорусского индивидуального предпринимателя, наименование и количество товаров).
      Справочно. Указанный подход применяется и в отношении распечатанного индивидуальным предпринимателем-покупателем кассового чека, направленного ему российским продавцом в электронной форме на адрес электронной почты или номер телефона, при условии, что сведения, указанные в таком кассовом чеке, идентичны направленным индивидуальному предпринимателю-покупателю в электронной форме кассовому чеку;
      если кассовый чек не содержит заполненный реквизит с указанием Ф.И.О белорусского индивидуального предпринимателя-покупателя и (или) наименование и количество товаров, факт приобретения товара белорусским индивидуальным предпринимателем должен быть дополнительно подтвержден выписанным российским продавцом товаров документом, в котором наряду с иной установленной законодательством информацией должны содержаться указанные сведения. Такими документами могут являться товарный чек, универсальный передаточный документ, товарная накладная и др.
      При получении кассового чека, выдаваемого белорусскому индивидуальному предпринимателю-покупателю российским продавцом необходимо иметь в виду следующее.
      Кассовый чек, сформированный при осуществлении расчетов между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями Российской Федерации с использованием наличных денег и (или) с предъявлением электронных средств платежа, содержит следующие обязательные реквизиты (пункты 1; 6.1 статьи 4.7 Закона
      «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ» (далее – Закон № 54-ФЗ), постановление Правительства РФ от 21.02.2019
      № 174 «Об установлении дополнительного обязательного реквизита кассового чека и бланка строгой отчетности»):
      наименование продавца и покупателя;
      идентификационный номер налогоплательщика покупателя;
      Справочно. Реквизит ИНН покупателя заполняется только в отношении российских организаций и индивидуальных предпринимателей, и, в настоящее время, не предполагает включение УНП белорусской организации или ИП. В чеке, выданном белорусскому индивидуальному предпринимателю, в данном реквизите будут указаны нули.
      дата, время и место (адрес) осуществления расчета;
      наименование товаров, платежа, выплаты, их количество, цена (в валюте РФ) за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость;
      Справочно. Индивидуальные предприниматели, использующие патентную систему налогообложения, упрощенную систему налогообложения, единый налог на вмененный доход, за исключением тех, кто торгует подакцизными товарами, могут не указывать в кассовых чеках наименование и количество товаров или услуг до 01/02/2021 года (п. 17 ст. 7 Закона РФ от 03. 07.2016 № 290 — ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты РФ).
      форма расчета (оплата наличными деньгами и (или) в безналичном порядке), а также сумма оплаты наличными деньгами и (или) в безналичном порядке;
      должность и фамилия лица, осуществившего расчет с покупателем, оформившего кассовый чек или бланк строгой отчетности и выдавшего (передавшего) его покупателю;
      адрес сайта уполномоченного органа в сети «Интернет», на котором может быть осуществлена проверка факта записи этого расчета и подлинности фискального признака;
      абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя в случае передачи ему кассового чека в электронной форме или идентифицирующих такой кассовый чек признаков и информации об адресе информационного ресурса в сети Интернет, на котором такой документ может быть получен;
      адрес электронной почты отправителя кассового чека в электронной форме в случае передачи покупателю кассового чека в электронной форме;
      QR-код;
      код идентификации (для товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации).
      Справочно. Код идентификации – последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара, формируемая оператором информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
      Вместе с тем, в целях экономии средств субъектов хозяйствования и сокращения объема печатаемых контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) кассовых чеков, указание данного реквизита сводится к отображению в печатной форме кассового чека реквизита «М». При этом детальная информация о коде идентификации будет содержаться в электронной версии кассового чека, которую можно получить при проверке кассового чека в мобильном приложении Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее – ФНС России) «Проверка кассового чека» либо указав адрес электронный почты в момент приобретения товара.
      Справочно. В настоящее время в мобильном приложении «Проверка кассового чека» могут зарегистрироваться только физические лица, подключенные к операторам мобильной связи РФ (регистрация осуществляется по номеру мобильного телефона с префиксом +7).
      По общему правилу информация о кассовом чеке, подтверждающая его достоверность, должна содержаться в информационной системе ФНС России.
      Справочно. Достоверность кассового чека можно проверить на сайте ФНС России https://kkt-online.nalog.ru/ либо с помощью мобильного приложения «Проверка кассового чека», скачать которое можно в App Store или Google Play.
      Так, в частности, Законом № 54-ФЗ предусмотрено, что передача в налоговые органы фискальных данных, которые приняты от пользователя контрольно-кассовой техники, должна быть обеспечена в течение 24 часов с момента получения таких фискальных данных. Вместе с тем Законом № 54-ФЗ допускается, что кассовый чек должен быть направлен в налоговые органы в течение 30 календарных дней с момента его формирования.
      Кроме того, в соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ, Минкомсвязи РФ приказом от 05.12.2016 № 616 «Об утверждении критерия определения отдаленных от сетей связи местностей» установило, что критерием определения отдаленных от сетей связи местностей для целей применения ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, является численность населения указанных местностей. Для целей данного приказа численность населения не должна превышать 10 тысяч человек.
      Учитывая изложенное, при приобретении на территории России обуви за наличный расчет рекомендуется:
      в дополнение к кассовому чеку требовать от продавца документ (товарный чек, универсальный передаточный документ, товарную накладную и др.), содержащий реквизиты Ф.И.О белорусского индивидуального предпринимателя, наименование и количество товаров;
      осуществлять проверку кассового чека в мобильном приложении ФНС России «Проверь свой чек» либо на сайте ФНС России. Вместе с тем, учитывая, что законодательством России предусматривается ряд случаев, когда информация о кассовом чеке может поступать в информационную систему ФНС России с опозданием, отсутствие такой информации не является однозначным основанием для признания такого кассового чека документом, не подтверждающим приобретение обуви;
      до момента расчета за приобретаемый товар требовать у продавца направление кассового чека в электронной форме на электронную почту либо номер телефона белорусского субъекта хозяйствования (при наличии технической возможности).
      В соответствии с распоряжением Правительства России от 28.04.2018 № 792-р и постановлением Правительства России от 05.07.2019 № 860
      «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров» (далее – постановление № 860) маркировка обуви на территории России введена с 1 июля 2019 г.
      Ввод в оборот обувных товаров без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке обувных товаров средствами идентификации, а также оборот и вывод из оборота обувных товаров, не маркированных средствами идентификации, допускается до 1 июля 2020 г. (пункт 6 постановления № 860).
      Таким образом, с 1 июля 2020 г. приобретаемая на территории России обувь должна быть в обязательном порядке промаркирована средствами идентификации, а в кассовом чеке должен быть указан реквизит «М».
      Легальность приобретенного товара, маркированного средствами идентификации, может быть проверена с помощью мобильного приложения «Честный Знак». Приложение считывает цифровой код Data Matrix или другой тип маркировки, нанесенный на упаковку товара, и выдает результаты проверки.
      Скачать данное приложение можно в App Store или Google Play (совместимо с iPhone, iPad и iPod touch с iOS 10.0 и новее, а также с устройствами на базе Android 4.3 и выше). При этом отсутствует территориально ограничение на скачивание и установку приложения, т.е. приложение может быть скачано и установлено резидентом Российской Федерации и на территории любого из государств-членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС). С помощью мобильного приложения «Честный Знак» пользователь может:
      проверить подлинность кода маркировки;
      получить информацию о товаре;
      сообщить о нарушении или несоответствии;
      просмотреть историю проверок кодов маркировки;
      обратиться в службу поддержки ООО «Оператор – ЦРПТ».
      Функциональность проверки кода маркировки доступна, как зарегистрированным, так и незарегистрированным пользователям. После установки приложения пользователь может выбрать функцию «Проверить без регистрации» и отсканировать цифровой код с упаковки товара.
      В зависимости от товарной группы при сканировании кода маркировки отображается информация о товаре и его текущем статусе. Так, например, для товарной группы «Обувь» отображаются следующие сведения:
      результат проверки (Товар подлинный, Возможна подделка);
      наименование товара;
      текущее состояние;
      производитель/импортер;
      дата производства;
      дата проверки;
      код маркировки;
      текущий владелец;
      описание товара (в раскрывающемся списке):
      • Бренд;
      • Модель производителя (артикул);
      • Страна производства;
      • Модель изделия;
      • Материал верха;
      • Материал подкладки;
      • Материал низа;
      • Цвет;
      • Размер;
      • Наименование товара на этикетке;
      • Документ соответствия;
      дата и время ввода в оборот;
      товарная группа ТН ВЭД ЕАЭС (4 знака кода ТН ВЭД ЕАЭС);
      код товара ТН ВЭД ЕАЭС
      Также в мобильном приложении «Честный знак» реализована возможность сканирования кассового чека и получения следующей информации из него:
      идентификационный номер налогоплательщика пользователя;
      заводской номер фискального накопителя;
      адрес места применения контрольно-кассовой техники;
      система налогообложения, применяемая пользователем при расчетах за товары, указанные в уведомлении;
      данные о каждом маркированном товаре (код маркировки, статус товара, цена товара за единицу с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, количество единиц товара, стоимость товара с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, ставка налога на добавленную стоимость, включенного в стоимость товара).
      Справочно. Законодательством России предусмотрен переходный период (до 6 августа 2021 года), в течение которого ККТ и фискальный накопитель, не отвечающие новым требованиям, могут использоваться до окончания срока действия ключей фискального признака. В таком случае информация о реализации маркированных товаров должна передаваться субъектом хозяйствования в Госинфосистемы «Маркировка» не реже 1 раза в 30 дней посредством личного кабинета пользователя и подписываться усиленной электронной цифровой подписью.
      Учитывая вышеизложенное, в случае выявления налоговыми органами документов (кассовых чеков), информация о которых отсутствует или не соответствует информации, содержащейся в информационной системе Федеральной налоговой службы России (если она там должна иметься исходя из максимальных сроков ее передачи и с учетом места приобретения товара, расположенного не в отдаленных от сетей связи местностей), а также если достоверность маркировки средствами идентификации (в том числе информация о собственнике товара, у которого приобретается такой товар) не соответствует сведениям мобильного приложения «Честный Знак», налоговым органам следует начать административный процесс по части четвертой статьи 12.17 КоАП и материалы дела об административном правонарушении направлять в экономический суд для дачи правовой оценки.
      2. О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в отношении товаров, приобретенных за наличных расчет.
      Вне зависимости от результатов проверки легальности приобретенных в Российской Федерации товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке средствами идентификации, ввоз товаров на территорию Республики Беларусь признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее – НДС). При ввозе товаров с территории государств – членов ЕАЭС взимание НДС осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее – НК) и международными договорами, в том числе актами, составляющими право ЕАЭС (подпункт 1.2 пункта 1 статьи 115, пункт 1 статьи 139 НК). Таким документом является Договор о ЕАЭС (подписан в городе Астане 29.05.2014).
      Исчисление НДС при ввозе товаров регламентировано Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся приложением к Договору о ЕАЭС (далее – Протокол).
      Пунктом 20 Протокола определен перечень документов, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по НДС. К числу таких документов относятся, в частности, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, документы, подтверждающие перемещение товаров с территории государств — членов ЕАЭС на территорию Республики Беларусь.
      Согласно положениям пункта 14 Протокола для целей уплаты НДС налоговая база определяется на основе стоимости товаров.
      Учитывая изложенное, при ввозе товаров с территории государств — членов ЕАЭС на территорию Беларуси индивидуальные предприниматели обязаны представить в налоговый орган по месту постановки на учет установленные законодательством документы, в том числе заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов одновременно с налоговой декларацией по НДС, содержащей часть II «Расчет суммы НДС, взимаемого налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь».
      При неисполнении плательщиком требований законодательства, регулирующих порядок исчисления и уплаты НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров с территории государств — членов ЕАЭС, а именно при непредставлении (несвоевременном представлении) налоговой декларации по НДС, содержащей часть II, и неуплате сумм «ввозного» НДС к плательщику также применяются меры административной ответственности, предусмотренные статьями 13.4 и 13. 6 КоАП соответственно.
      В случае неисполнения плательщиком налоговых обязательств в добровольном порядке налоговая база для целей исчисления и уплаты НДС будет определяться налоговым органом на основании установленных в ходе проведенных контрольных мероприятий обстоятельств в соответствии с НК.
      3. О проведении налогового контроля.
      В целях реализации принципов, заложенных в Декрете Президента РБ от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», направленных, в первую очередь, на развитие предпринимательской инициативы и стимулирование деловой активности, а также учитывая, что механизмы учета розничных продаж и маркировки товаров средствами идентификации в России являются новацией и находятся в стадии внедрения в промышленную эксплуатацию, для нивелирования негативных последствий для белорусских субъектов хозяйствования, связанных с возможными техническими сбоями в информационных системах маркировки России, а также с недобросовестностью действий российских субъектов хозяйствования, которые могут уклоняться от исполнения обязанности по уплате платежей в бюджет, инспекциям МНС по областям и г. Минску, районам, городам, районам в городах поручается:
      не начинать административный процесс по части четвертой статьи 12.17 КоАП в отношении субъектов хозяйствования, осуществивших приобретение обуви на территории России в период по 1 января 2021 года на основании документов, легальность которых не подтверждена в информационной системе Федеральной налоговой службы России, а также если маркировка средствами идентификации приобретенного товара (обуви), не соответствует сведениям мобильного приложения «Честный Знак»»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.