Документы на товар у ИП. Ответственность за хранение, перевозку и торговлю товарами без документов

Документы на товар должны быть не только у ИП осуществляющих торговлю, но и у ИП оказывающих различные услуги. Наличие легальных документов на товар позволяет обеспечить и контролировать выручку предпринимателей и соответсвенно уплату ими налога. А часть ИП в свою очередь старается сокрыть часть выручки используя товар без документов.

Вопрос 1. Какая будет ответсвенность если установили не соответствие даты производства товара и даты накладной.

Ответ 1. Налоговая часто выявляет такой подлог сравнивая даты выпуска товаров и иные идентификационные признаки. ИП не пробивает выручку, а приобретает нелегально товар идентичный тому на который уже есть накладная. Если дата выпуска товара позже даты его поступления по накладной — это товар без документов, ответсвенность по ч. 4 ст. 12.17 КОАП РБ. Также у ИП могут истребовать декларацию для проверки соответствия его расходов доходам.

Вопрос 2.  Закупила продукцию как физлицо. Сейчас мучает совесть и страх, я хочу открыть ИП, но могу ли как ИП реализовать продукцию, купленную мной как физлицо, при том, что половины уже нет?

Ответ 2. Товар для ИП не легализуете, т.к. накладные уже нельзя оформить, дата накладной должен быть после даты открытия ИП и накладная должна быть выписана в адрес существующего ИП. Деятельность действительно незаконная, ответсвенность предусмотрена ч. 1 ст. 12.7 КОАП и при больших доходах может быть и уголовная ответсвенность.

Отменена обязанность иметь документы на товар для ИП. Указ № 411 «О налогообложении» от 31.10.2019 года.

Указ № 411 от 31.10.2019 года «О налогообложении» отменяет обязанность ИП, которые уплачивают единый налог, иметь документы на товар (накладные) при транспортировке, хранении и реализации.

За отсутствие таких документов предусмотрена ответственность по ч. 4 ст. 12.17 КоАП в виде штрафа до 50% стоимости товара или суммы выручки.

Напомним, ранее предприниматели, плательщики единого, налога были освобождены от обязанности иметь сопроводительные документы. Ставка налога увеличивалась в два раза и плюс ещё платился двойной фиксированный НДС. Все изменилось после принятия соглашения с Россией о порядке уплаты НДС. Предпринимателям оставили одну ставку налога, ввели обязанность иметь документы на товар из России, и на основании этих документов уплачивать входной НДС.

СМОТРИ РАЗДЕЛ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИП

Что изменил Указ № 411 «О налогообложении» от 31.10.2019 года

ДОКУМЕНТЫ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ, ТРАНСПОРТИРОВКУ, РЕАЛИЗАЦИЮ ДОЛЖНЫ БЫТЬ, НО ИХ МОЖЕТ НЕ БЫТЬ В ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ, ТОРГОВОЙ ТОЧКЕ

Непосредственно при хранении, реализации (в торговых точках) не требуется иметь документы на товар. И это правильно. Предприниматели путались, особенно при разъездном характере торговли, когда на каждую поездку требовалось выписывать новую накладную на сотни единиц товара.

Но документы в принципе должны быть, по ним уплачивается ввозной НДС, их потребуют при документальной проверке (проведут инвентаризацию товара и потребуют на него документы), и возможно их будут требовать и при рейдовых проверках, давая срок на предоставление. Не расслабляйтесь.

В целом положительная новость. Следим за комментариями госорганов, после статья будет дополнена.

Смотри текст Указа 411 от 31.10.2019 года «О налогообложении»

Пунктом 14 Приложения 1 к Указу 411 отменён пункт 1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 16 мая 2014 г. № 222 «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами», которым ранее устанавливалась обязанность ИП иметь документы на товар в соответствующих случаях. Если кто-то из ИП работал в 2014 году, он должен помнить эту эпопею по переходу на уплату НДС по российским накладным.

Справка. Часть 4 статьи 12.17 Кодекса об административных нарушениях РБ (нарушение правил торговли и оказания услуг населению) устанавливает ответственность за:

  • хранение товаров без документов;
  • реализацию товаров без документов;
  • транспортировку товаров без документов;
  • приобретение товаров, так вот Указ 411 от обязанности иметь документы, подтверждающие законность приобретения товаров ИП не освобождает.

Уплата единого налога главное условие

Многое ИП, в том числе торгующие на рынках, перешли на уплату УСН либо подоходного налога, в целях уменьшения сумм уплачиваемых налогов, по сравнению с фиксированной ставкой на едином налоге. Тля таких индивидуальных предпринимателей льготы не будет.

Официальное разъяснение Министерства по налогам и сборам РБ

15.11.2019 г. на сайте МНС РБ опубликована официальное разъяснение по вопросу применения Указа 411 индивидуальными предпринимателями.

Суть разъяснения: ИП должны иметь документы на товар, но обязанности хранить их в местах реализации, в местах хранения и в средствах транспортировки — нет!

Особый вопрос ИП перевозчик

Пример. ИП перевозил обувь по заказу торгового предприятия. На трассе его проверили, и так как накладной не оказалось, именно на ИП был составлен протокол по ч. 4 ст. 12.17 КоАП. Штраф был наложен именно на ИП, а работники торгового предприятия упросившие ИП взять товар без накладной отделались лёгким испугом.

Вправе ли ИП перевозчик перевозить товар других лиц без документов? Нет не вправе, так как при оказании услуг субъектам хозяйствования (другим ИП и юридическим лицам), он не может являться плательщиком единого налога. А штраф в виде 50% стоимость товаров — огромная суммы.

Если ИП оказывает услуги по перевозки грузов физическим лицам, то он может применять систему налогообложения с уплатой единого налога.

задайте вопрос в комментариях
задайте вопрос в комментариях

Поделиться ссылкой:

7 thoughts on “Документы на товар у ИП. Ответственность за хранение, перевозку и торговлю товарами без документов

  1. Здравствуйте. Подскажите пожалуйста. Если ИП изготавливает стол из дерева, металла по заказу юридического лица (кафе), необходимо ли ему для учета иметь документы, подтверждающие приобретение дерева и металла из которых будет изготовлен этот стол (чек, накладная) ? Спасибо.

    1. Документы подтверждающие приобретение комплектующих должны быть, даже если применяется УСН и не ведётся учёт затрат. Это могут быть накладные от других юрлиц или ИП, или документы о приобретении у частных лиц (акт закупки), или документа из магазина чек и накладная магазина или товарный чек. Если товар ввозится из-за границы, то либо уплата таможенных платежей, либо уплата ввозного НДС при ввозе из РФ.

  2. Товар покупался в России, оформлялся на моё ИП. При покупке товара мне предоставил продавец следующие документы: чек, квитанцию к приходно-расходному ордеру, товарную накладную, счет-фактуру, спецификацию и договор поставки. Товар везем сами (междугородний автобус).

    Нужна ли CMR в этом случае, и в каком нужна? (на своем авто нужна ли?)

    Если товар мне отгрузили на адрес регистрации ИП, а фактическое адрес проживания другой (с этого места отправляю посылки). Нужно ли мне сделать ТН на внутреннее перемещение товара от одного адреса к другому?

    ТН пишется от себя к себе только с изменением адресов, правильно?

    1. Доброго времени суток, Вероника
      При перемещении товара из дома в торговую точку должна оформляться накладная (ТН или ТТН).
      Это достаточные документы для ввоза товара из РФ, но накладная и чек должны соответствовать требованиям российского законодательства, ниже смотрите разъясняющие письма МНС, по ссылке можно перейти на странице где посмотреть образцы документов (есть ссылки).
      Такой накладной достаточно если перевозите товар на автобусе, и в РБ также оформляется ТН на перевозку на автобусе или нарочным.
      При перевозке собственным транспортом надо оыормлять СМР.

      ————
      от 17.02.2016 №7-2-14/151

      Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в связи с возникающими вопросами при осуществлении контроля за деятельностью индивидуальных предпринимателей, приобретающих товары на территории Российской Федерации, а также при заполнении первичных учетных документов для последующей реализации таких товаров на территории республики разъясняет следующее.

      1. Под документами, подтверждающими приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, при их непосредственном поступлении в места реализации или отпуск товаров в места реализации, отсутствие либо несоответствие действительности которых образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях для индивидуальных предпринимателей, приобретающих товары на территории Евразийского экономического союза за наличный расчет, будут являться в совокупности два вида документов:
      первичные учетные документы, предусмотренные законодательством;
      кассовые (товарные) чеки, квитанции или другие документы, подтверждающие оплату товаров.
      Факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу. При этом первичный учетный документ обладает юридической силой только в случае действительности совершения отраженной в нем хозяйственной операции.

      Первичный учетный документ может быть признан контролирующим органом по результатам проверки, проведенной в пределах его компетенции, не имеющим юридической силы в случае наличия у контролирующего органа и (или) представления правоохранительными органами доказательств, опровергающих факт совершения отраженной в нем хозяйственной операции.

      Следует учитывать, что наличие только факта отказа контрагента, указанного в первичном учетном документе, подтверждающем приобретение поступление товара, не является достаточным доказательством для признания такого первичного учетного документа не имеющим юридической силы.

      2. По вопросу оформления индивидуальными предпринимателями товаросопроводительных документов при реализации товаров в случаях, когда по одному адресу у индивидуального предпринимателя имеется несколько торговых мест (торговых объектов), следует руководствоваться следующим.

      При поступлении товаров непосредственно в место их реализации (торговое место, предоставленное индивидуальному предпринимателю рынком, торговый объект (торгового центра)) либо в место хранения (например, на домашний адрес индивидуального предпринимателя, склад), реализация и хранение товаров в указанных местах осуществляется на основании документов, подтверждающих их приобретение, выписанных грузоотправителем-продавцом.
      При поступлении товаров непосредственно в место их хранения (например, на домашний адрес индивидуального предпринимателя, склад) отпуск товаров в место их реализации – торговое место, торговый объект оформляется накладной формы ТТН-1 (если товары до места реализации перемещаются автомобильным транспортом), либо накладной формы ТН-2 (если товары перемещаются без участия транспорта).

      Если индивидуальным предпринимателем товары перемещаются из одного торгового места (торгового объекта) в другое в пределах объекта (торговый центр, рынок (далее-объект) имеющего один адрес (включая перемещение товара в арендуемую предпринимателем камеру хранения товаров, расположенную в этом же объекте), дополнительно оформлять накладные формы ТТН-1 или формы ТН-2 на перемещение товаров не требуется. В этом случае перемещение товаров по территории рынка (торгового центра) и их хранение в камере хранения (при условии, что места реализации и хранения товаров расположены в одном объекте) осуществляются на основании документов, подтверждающих поступление товаров на торговое место, в торговый объект, т.е. на основании документов, выписанных грузоотправителем-продавцом, либо на основании накладных формы ТТН-1 или формы ТН-2, оформленных индивидуальным предпринимателем при отпуске товаров в адрес объекта, где находятся торговые места.
      Реализация (хранение) товаров, его перемещение в пределах одного объекта осуществляется на основании документов, подтверждающих поступление товаров в этот объект. В соответствии с подпунктом 1.12 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса плательщик обязан обеспечить наличие документов подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей при их непосредственном поступлении в места реализации или отпуск товаров в места реализации, — в местах реализации. В соответствии с изложенным, документы, подтверждающие поступление товаров, должны находиться на одном из торговых мест, расположенных в объекте, до полной реализации товаров, указанных в этих документах, либо их перемещения в иные места реализации или хранения.

      В соответствии с пунктами 4 и 88 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», проверяющие вправе требовать у проверяемого субъекта предоставления необходимых документов (их копий) по проверяемым вопросам. При проведении внеплановой тематической оперативной проверки вышеуказанные документы должны быть представлены в разумный срок, установленный проверяющими.

      В случае представления плательщиком документов, подтверждающих поступление (приобретение) товаров, без указания торгового места (торгового объекта, места хранения), проверяющими проводятся сличения остатков товара во всех торговых местах (торговых объектах, местах хранения), где в объекте осуществляется предпринимательская деятельность проверяемым плательщиком.

      ———-
      30.05.2014
      Согласно части второй подпункта 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16.05.2014 № 222 «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами» документами, подтверждающими приобретение товаров на территории государств — членов Таможенного союза за наличный расчет индивидуальными предпринимателями, уплачивающими единый налог, являются первичные учетные документы, предусмотренные законодательством государства, на территории которого приобретены товары, с приложением к ним кассовых (товарных) чеков, квитанций или других документов, подтверждающих оплату товаров, а также счетов-фактур, если их оформление предусмотрено законодательством государства — члена Таможенного союза, на территории которого приобретены товары.

      Таким образом, для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог, по товарам, приобретаемым с 1 июля 2014 года, документами, подтверждающими их приобретение на территории Российской Федерации за наличный расчет, будут являться в совокупности два вида документов:
      — первичные учетные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
      — кассовые (товарные) чеки, квитанции или другие документы, подтверждающие оплату товаров.

      Что касается счетов-фактур, то их оформление и выдача продавцами товара в Российской Федерации белорусским индивидуальным предпринимателям-покупателям предусмотрены в целях исчисления налога на добавленную стоимость в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе», а также Протоколом от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» (далее – Протокол по товарам).

      Так, пунктом 8 статьи 2 Протокола по товарам определен перечень документов, представляемых импортером в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией в целях подтверждения факта уплаты косвенных налогов и проставления отметки на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

      В частности подпунктом 4) пункта 8 статьи 2 Протокола по товарам предусмотрено представление счетов-фактур, оформленных в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства – члена таможенного союза.

      Выставление (выписка) счетов-фактур регламентированы статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом отдельные налогоплательщики Российской Федерации, не являющиеся налогоплательщиками НДС (например, применяющего упрощенную систему налогообложения), в соответствии с законодательством Российской Федерации выставление (выписку) счетов-фактур не производят. Следовательно, при реализации товаров такими налогоплательщиками счета-фактуры покупателям не выставляются.

      Первичные учетные документы

      Согласно части первой пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
      1) наименование документа;
      2) дата составления документа;
      3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
      4) содержание факта хозяйственной жизни;
      5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
      6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
      7) подписи лиц, совершивших сделку, операцию, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

      Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций, среди которых утверждена товарная накладная (форма № ТОРГ-12). Указанная накладная относится к первичной учетной документации по учету торговых операций и применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации.

      Вместе с тем, формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

      Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели Российской Федерации для оформления продажи (отпуска) товаров индивидуальным предпринимателям Республики Беларусь вправе использовать в качестве первичных учетных документов:
      — унифицированные формы первичных учетных документов (форма № ТОРГ-12) (приложение 1 );
      — формы первичных учетных документов, разработанных самостоятельно и содержащих обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ ( приложение 2 ).

      Документы, подтверждающие оплату товаров

      Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», с изменениями и дополнениями (далее – Закон № 54–ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее – ККТ), включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. При этом организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки (пункт 1 статьи 5 Закона № 54–ФЗ).

      Требования к реквизитам, печатаемым ККТ на кассовом чеке, определены пунктом 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 № 745 (далее – Положение). Так, на выдаваемом покупателям (клиентам) чеке должны отражаться следующие реквизиты (приложение 3 ):
      — наименование организации;
      — идентификационный номер организации-налогоплательщика;
      — заводской номер контрольно-кассовой машины;
      — порядковый номер чека;
      — дата и время покупки (оказания услуги);
      — стоимость покупки (услуги);
      — признак фискального режима.

      На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке могут содержаться и другие данные, предусмотренные техническими требованиями к ККТ, с учетом особенностей сфер их применения.

      Пунктом 2.1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

      Товарный чек, квитанция или другой документ, подтверждающий прием денежных средств выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения (приложение 4 ):
      — наименование документа;
      — порядковый номер документа, дату его выдачи;
      — наименование для организации (фамилия, имя, отчество — для индивидуального предпринимателя);
      — идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
      — наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
      — сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
      — должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

      Таким образом, на территории Российской Федерации при наличных денежных расчетах за товары применяются кассовые чеки, товарные чеки, квитанции или другие документы, подтверждающие прием денежных средств. При этом формы документов, выдаваемые продавцом по требованию покупателя в соответствии с законодательством, т.е. товарные чеки, квитанции и др., официально в Российской Федерации не утверждены, следовательно, организации и индивидуальные предприниматели Российской Федерации вправе разработать формы таких документов самостоятельно с обязательным содержанием реквизитов, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ.

      Учитывая изложенное, в целях применения части второй подпункта 1.1 пункта 1 Указа не являются документами, подтверждающими приобретение товаров на территории Российской Федерации за наличный расчет:
      — первичные учетные документы, в которых отсутствуют (полностью либо частично) обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ;
      — кассовые чеки, в которых отсутствуют (полностью либо частично) обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 4 Положения;
      — товарные чеки, квитанции или другие документы, подтверждающие оплату товаров, в которых отсутствуют (полностью либо частично) обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ.

      Приложение 1: «Унифицированная форма № ТОРГ-12 (утверждена Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132)»

      Приложение 2: «Пример накладной, соответствующей требованиям, предусмотренным пунктом 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ»

      Приложение 3: «Пример кассового чека, соответствующего требованиям, предусмотренным пунктом 4 Положения»

      Приложение 4: «Пример товарного чека, соответствующего требованиям, предусмотренным пунктом 2.1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ»
      по ссылке можно посмотреть образцы документов
      http://www.nalog.gov.by/ru/razjasnenija_ru/view/razjjasnenie-o-dokumentax-podtverzhdajuschix-priobretenie-individualnymi-predprinimateljami-platelschikami-12026/
      ————
      Письмом МНС от 16.01.2021 № 8-2-12/00090 по обуви ввезённой до 01.07.2021 продлён мораторий о неприменении ответственности по если легальность документов не подтверждена в информационной системе Федеральной маркировка средствами идентификации приобретенного товара (обуви), не соответствует сведениям мобильного приложения «Честный Знак».

      В настоящее время действует (пункты 1 и 2) ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 16.06.2020 № 8-2-12/01260 “О ПРИОБРЕТЕНИИ ОБУВИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”
      “В связи с поступающими запросами индивидуальных предпринимателей, приобретающих на территории РФ обувь за наличный расчет на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, о порядке документального оформления приобретения таких товаров и проверке легальности средств идентификации, нанесенных на них, МНС и сборам сообщает.
      1. О документах, подтверждающих приобретение обуви.
      В соответствии с подпунктами 1.15 и 1.16 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) на плательщиков возложена обязанность по проверке первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства, а также обеспечению наличия предусмотренных законодательством документов, подтверждающих приобретение (поступление, транспортировку) товарно-материальных ценностей.
      При проведении контрольных мероприятий и (или) рассмотрении вопроса о начале административного процесса по части четвертой статьи 12.17 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП), налоговым органам в качестве документов, подтверждающих приобретение обуви на территории Российской Федерации обуви за наличный расчет, следует принимать следующие документы:
      кассовый чек, выданный белорусскому индивидуальному предпринимателю-покупателю российским продавцом и содержащий установленные законодательством РФ сведения (включая реквизиты Ф.И.О белорусского индивидуального предпринимателя, наименование и количество товаров).
      Справочно. Указанный подход применяется и в отношении распечатанного индивидуальным предпринимателем-покупателем кассового чека, направленного ему российским продавцом в электронной форме на адрес электронной почты или номер телефона, при условии, что сведения, указанные в таком кассовом чеке, идентичны направленным индивидуальному предпринимателю-покупателю в электронной форме кассовому чеку;
      если кассовый чек не содержит заполненный реквизит с указанием Ф.И.О белорусского индивидуального предпринимателя-покупателя и (или) наименование и количество товаров, факт приобретения товара белорусским индивидуальным предпринимателем должен быть дополнительно подтвержден выписанным российским продавцом товаров документом, в котором наряду с иной установленной законодательством информацией должны содержаться указанные сведения. Такими документами могут являться товарный чек, универсальный передаточный документ, товарная накладная и др.
      При получении кассового чека, выдаваемого белорусскому индивидуальному предпринимателю-покупателю российским продавцом необходимо иметь в виду следующее.
      Кассовый чек, сформированный при осуществлении расчетов между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями Российской Федерации с использованием наличных денег и (или) с предъявлением электронных средств платежа, содержит следующие обязательные реквизиты (пункты 1; 6.1 статьи 4.7 Закона
      «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ» (далее – Закон № 54-ФЗ), постановление Правительства РФ от 21.02.2019
      № 174 «Об установлении дополнительного обязательного реквизита кассового чека и бланка строгой отчетности»):
      наименование продавца и покупателя;
      идентификационный номер налогоплательщика покупателя;
      Справочно. Реквизит ИНН покупателя заполняется только в отношении российских организаций и индивидуальных предпринимателей, и, в настоящее время, не предполагает включение УНП белорусской организации или ИП. В чеке, выданном белорусскому индивидуальному предпринимателю, в данном реквизите будут указаны нули.
      дата, время и место (адрес) осуществления расчета;
      наименование товаров, платежа, выплаты, их количество, цена (в валюте РФ) за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость;
      Справочно. Индивидуальные предприниматели, использующие патентную систему налогообложения, упрощенную систему налогообложения, единый налог на вмененный доход, за исключением тех, кто торгует подакцизными товарами, могут не указывать в кассовых чеках наименование и количество товаров или услуг до 01/02/2021 года (п. 17 ст. 7 Закона РФ от 03. 07.2016 № 290 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты РФ).
      форма расчета (оплата наличными деньгами и (или) в безналичном порядке), а также сумма оплаты наличными деньгами и (или) в безналичном порядке;
      должность и фамилия лица, осуществившего расчет с покупателем, оформившего кассовый чек или бланк строгой отчетности и выдавшего (передавшего) его покупателю;
      адрес сайта уполномоченного органа в сети «Интернет», на котором может быть осуществлена проверка факта записи этого расчета и подлинности фискального признака;
      абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя в случае передачи ему кассового чека в электронной форме или идентифицирующих такой кассовый чек признаков и информации об адресе информационного ресурса в сети Интернет, на котором такой документ может быть получен;
      адрес электронной почты отправителя кассового чека в электронной форме в случае передачи покупателю кассового чека в электронной форме;
      QR-код;
      код идентификации (для товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации).
      Справочно. Код идентификации – последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара, формируемая оператором информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
      Вместе с тем, в целях экономии средств субъектов хозяйствования и сокращения объема печатаемых контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) кассовых чеков, указание данного реквизита сводится к отображению в печатной форме кассового чека реквизита «М». При этом детальная информация о коде идентификации будет содержаться в электронной версии кассового чека, которую можно получить при проверке кассового чека в мобильном приложении Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее – ФНС России) «Проверка кассового чека» либо указав адрес электронный почты в момент приобретения товара.
      Справочно. В настоящее время в мобильном приложении «Проверка кассового чека» могут зарегистрироваться только физические лица, подключенные к операторам мобильной связи РФ (регистрация осуществляется по номеру мобильного телефона с префиксом +7).
      По общему правилу информация о кассовом чеке, подтверждающая его достоверность, должна содержаться в информационной системе ФНС России.
      Справочно. Достоверность кассового чека можно проверить на сайте ФНС России https://kkt-online.nalog.ru/ либо с помощью мобильного приложения «Проверка кассового чека», скачать которое можно в App Store или Google Play.
      Так, в частности, Законом № 54-ФЗ предусмотрено, что передача в налоговые органы фискальных данных, которые приняты от пользователя контрольно-кассовой техники, должна быть обеспечена в течение 24 часов с момента получения таких фискальных данных. Вместе с тем Законом № 54-ФЗ допускается, что кассовый чек должен быть направлен в налоговые органы в течение 30 календарных дней с момента его формирования.
      Кроме того, в соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ, Минкомсвязи РФ приказом от 05.12.2016 № 616 «Об утверждении критерия определения отдаленных от сетей связи местностей» установило, что критерием определения отдаленных от сетей связи местностей для целей применения ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, является численность населения указанных местностей. Для целей данного приказа численность населения не должна превышать 10 тысяч человек.
      Учитывая изложенное, при приобретении на территории России обуви за наличный расчет рекомендуется:
      в дополнение к кассовому чеку требовать от продавца документ (товарный чек, универсальный передаточный документ, товарную накладную и др.), содержащий реквизиты Ф.И.О белорусского индивидуального предпринимателя, наименование и количество товаров;
      осуществлять проверку кассового чека в мобильном приложении ФНС России «Проверь свой чек» либо на сайте ФНС России. Вместе с тем, учитывая, что законодательством России предусматривается ряд случаев, когда информация о кассовом чеке может поступать в информационную систему ФНС России с опозданием, отсутствие такой информации не является однозначным основанием для признания такого кассового чека документом, не подтверждающим приобретение обуви;
      до момента расчета за приобретаемый товар требовать у продавца направление кассового чека в электронной форме на электронную почту либо номер телефона белорусского субъекта хозяйствования (при наличии технической возможности).
      В соответствии с распоряжением Правительства России от 28.04.2018 № 792-р и постановлением Правительства России от 05.07.2019 № 860
      «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров» (далее – постановление № 860) маркировка обуви на территории России введена с 1 июля 2019 г.
      Ввод в оборот обувных товаров без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке обувных товаров средствами идентификации, а также оборот и вывод из оборота обувных товаров, не маркированных средствами идентификации, допускается до 1 июля 2020 г. (пункт 6 постановления № 860).
      Таким образом, с 1 июля 2020 г. приобретаемая на территории России обувь должна быть в обязательном порядке промаркирована средствами идентификации, а в кассовом чеке должен быть указан реквизит «М».
      Легальность приобретенного товара, маркированного средствами идентификации, может быть проверена с помощью мобильного приложения «Честный Знак». Приложение считывает цифровой код Data Matrix или другой тип маркировки, нанесенный на упаковку товара, и выдает результаты проверки.
      Скачать данное приложение можно в App Store или Google Play (совместимо с iPhone, iPad и iPod touch с iOS 10.0 и новее, а также с устройствами на базе Android 4.3 и выше). При этом отсутствует территориально ограничение на скачивание и установку приложения, т.е. приложение может быть скачано и установлено резидентом Российской Федерации и на территории любого из государств-членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС). С помощью мобильного приложения «Честный Знак» пользователь может:
      проверить подлинность кода маркировки;
      получить информацию о товаре;
      сообщить о нарушении или несоответствии;
      просмотреть историю проверок кодов маркировки;
      обратиться в службу поддержки ООО «Оператор – ЦРПТ».
      Функциональность проверки кода маркировки доступна, как зарегистрированным, так и незарегистрированным пользователям. После установки приложения пользователь может выбрать функцию «Проверить без регистрации» и отсканировать цифровой код с упаковки товара.
      В зависимости от товарной группы при сканировании кода маркировки отображается информация о товаре и его текущем статусе. Так, например, для товарной группы «Обувь» отображаются следующие сведения:
      результат проверки (Товар подлинный, Возможна подделка);
      наименование товара;
      текущее состояние;
      производитель/импортер;
      дата производства;
      дата проверки;
      код маркировки;
      текущий владелец;
      описание товара (в раскрывающемся списке):
      • Бренд;
      • Модель производителя (артикул);
      • Страна производства;
      • Модель изделия;
      • Материал верха;
      • Материал подкладки;
      • Материал низа;
      • Цвет;
      • Размер;
      • Наименование товара на этикетке;
      • Документ соответствия;
      дата и время ввода в оборот;
      товарная группа ТН ВЭД ЕАЭС (4 знака кода ТН ВЭД ЕАЭС);
      код товара ТН ВЭД ЕАЭС
      Также в мобильном приложении «Честный знак» реализована возможность сканирования кассового чека и получения следующей информации из него:
      идентификационный номер налогоплательщика пользователя;
      заводской номер фискального накопителя;
      адрес места применения контрольно-кассовой техники;
      система налогообложения, применяемая пользователем при расчетах за товары, указанные в уведомлении;
      данные о каждом маркированном товаре (код маркировки, статус товара, цена товара за единицу с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, количество единиц товара, стоимость товара с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, ставка налога на добавленную стоимость, включенного в стоимость товара).
      Справочно. Законодательством России предусмотрен переходный период (до 6 августа 2021 года), в течение которого ККТ и фискальный накопитель, не отвечающие новым требованиям, могут использоваться до окончания срока действия ключей фискального признака. В таком случае информация о реализации маркированных товаров должна передаваться субъектом хозяйствования в Госинфосистемы «Маркировка» не реже 1 раза в 30 дней посредством личного кабинета пользователя и подписываться усиленной электронной цифровой подписью.
      Учитывая вышеизложенное, в случае выявления налоговыми органами документов (кассовых чеков), информация о которых отсутствует или не соответствует информации, содержащейся в информационной системе Федеральной налоговой службы России (если она там должна иметься исходя из максимальных сроков ее передачи и с учетом места приобретения товара, расположенного не в отдаленных от сетей связи местностей), а также если достоверность маркировки средствами идентификации (в том числе информация о собственнике товара, у которого приобретается такой товар) не соответствует сведениям мобильного приложения «Честный Знак», налоговым органам следует начать административный процесс по части четвертой статьи 12.17 КоАП и материалы дела об административном правонарушении направлять в экономический суд для дачи правовой оценки.
      2. О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в отношении товаров, приобретенных за наличных расчет.
      Вне зависимости от результатов проверки легальности приобретенных в Российской Федерации товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке средствами идентификации, ввоз товаров на территорию Республики Беларусь признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее – НДС). При ввозе товаров с территории государств – членов ЕАЭС взимание НДС осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее – НК) и международными договорами, в том числе актами, составляющими право ЕАЭС (подпункт 1.2 пункта 1 статьи 115, пункт 1 статьи 139 НК). Таким документом является Договор о ЕАЭС (подписан в городе Астане 29.05.2014).
      Исчисление НДС при ввозе товаров регламентировано Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся приложением к Договору о ЕАЭС (далее – Протокол).
      Пунктом 20 Протокола определен перечень документов, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по НДС. К числу таких документов относятся, в частности, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, документы, подтверждающие перемещение товаров с территории государств – членов ЕАЭС на территорию Республики Беларусь.
      Согласно положениям пункта 14 Протокола для целей уплаты НДС налоговая база определяется на основе стоимости товаров.
      Учитывая изложенное, при ввозе товаров с территории государств – членов ЕАЭС на территорию Беларуси индивидуальные предприниматели обязаны представить в налоговый орган по месту постановки на учет установленные законодательством документы, в том числе заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов одновременно с налоговой декларацией по НДС, содержащей часть II «Расчет суммы НДС, взимаемого налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь».
      При неисполнении плательщиком требований законодательства, регулирующих порядок исчисления и уплаты НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров с территории государств – членов ЕАЭС, а именно при непредставлении (несвоевременном представлении) налоговой декларации по НДС, содержащей часть II, и неуплате сумм «ввозного» НДС к плательщику также применяются меры административной ответственности, предусмотренные статьями 13.4 и 13. 6 КоАП соответственно.
      В случае неисполнения плательщиком налоговых обязательств в добровольном порядке налоговая база для целей исчисления и уплаты НДС будет определяться налоговым органом на основании установленных в ходе проведенных контрольных мероприятий обстоятельств в соответствии с НК.
      3. О проведении налогового контроля.
      В целях реализации принципов, заложенных в Декрете Президента РБ от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», направленных, в первую очередь, на развитие предпринимательской инициативы и стимулирование деловой активности, а также учитывая, что механизмы учета розничных продаж и маркировки товаров средствами идентификации в России являются новацией и находятся в стадии внедрения в промышленную эксплуатацию, для нивелирования негативных последствий для белорусских субъектов хозяйствования, связанных с возможными техническими сбоями в информационных системах маркировки России, а также с недобросовестностью действий российских субъектов хозяйствования, которые могут уклоняться от исполнения обязанности по уплате платежей в бюджет, инспекциям МНС по областям и г. Минску, районам, городам, районам в городах поручается:
      не начинать административный процесс по части четвертой статьи 12.17 КоАП в отношении субъектов хозяйствования, осуществивших приобретение обуви на территории России в период по 1 января 2021 года на основании документов, легальность которых не подтверждена в информационной системе Федеральной налоговой службы России, а также если маркировка средствами идентификации приобретенного товара (обуви), не соответствует сведениям мобильного приложения «Честный Знак»”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *