НДС при импорте услуг в РБ часто обязана платить белорусская сторона, по аналогии с ввозным НДС РФ при импорте товаров.
Вопрос. Здравствуйте. Бюджетная организация приобретает услугу у организации РФ по обновлению бумажных сборников аэронавигационной информации. Облагается ли данная услуга НДС? Приобретаем у резидента РФ услуги по годовому обновлению бумажных сборников аэронавигационной информации. Надо ли платить налог на доходы 15%?
Ответ. Если организация РФ не имеет постоянного представительства на территории Беларуси вопрос об уплате НДС решается по правилу места реализации услуг. Перечень видов доходов облагаемых налогом на доходы иностранных организаций не осуществляющих деятельность через постоянное представительство установлен ст. 189 НК РБ (2019 года), такого вида доходов там нет.
На чьей стороне мяч по налогу на рекламу в интернете
А вот по рекламным услугам, услугам предоставления места и времени для рекламы в сети Интернет, предусмотрена обязанность белоруской стороны уплачивать налог на доходы иностранного субъекта хозяйствования.
Наглядно можно рассмотреть НДС по импорте услуг можно на примере интернет — рекламы. Основные компании интернет-рекламы:
- Так называемый «налог на Гугл». Google, Facebook — американские компании не имеющие представительств в РБ. При заказе рекламных услуг в данных компаниях белорусские организации и ИП, обязаны уплатить НДС и соответсвенно представить ЭСЧФ, вне зависимости от того являются ли они плательщиками НДС или нет.
- Яндекс — швейцарская компания, в РБ компания зарегистрировала дочернюю структуру ООО “Яндекс Реклама”. Все расчёты за рекламу осуществляются через дочку Яндекса в Белруси. на которую и возлагается уплата НДС.
- Российские социальные сети ВКонтакте и Одноклассники не имеют представительства в РБ. Так как Россия и Беларусь входят Евразийский экономический союз, отношения регулируются Протоколом о порядке взыскания косвенных налогов, согласно которому по рекламным услугам НДС платит белорусская сторона.
НДС при импорте услуг, работ и место реализации услуг (МРУ)
Место реализации услуг определяется в соответствии с правилами, установленными Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).
Если по установленным правилам место реализации услуг Беларусь НДС уплачивается, если место реализации услуг России НДС не платится.
В Протоколе п. п. 5 п. 29 закреплено общее правило о том, что местом реализации услуг будет то государство налогоплательщик которого выполняет работы услуги, данное правило применяется также при лизинге, аренде и предоставлении в пользование на иных основаниях транспортных средств.
Подпунктами 1, 2, 3. 4 пункта 29 Протокола место реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если:
1) работы, услуги связанные непосредственно с недвижимостью, находящимся на территории этого государства-члена, включая услуги по найму, аренде, предоставлению в пользование на иных основаниях недвижимости;
2) работы, услуги, связанные непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на территории этого государства;
3) услуги в сфере туризма, культуры, физической культуры, искусства, обучения (образования), спорта и отдыха оказаны на территории этого государства;
4) налогоплательщиком этого государства-члена приобретаются:
- услуги по обработке информации;
- рекламные услуги;
- дизайнерские;
- консультационные;
- юридические;
- аудиторские;
- инжиниринговые;
- бухгалтерские;
- маркетинговые услуги;
- научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы;
- услуги, работы по разработке программ для ЭВМ и БД (баз данных) (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники)…. Полный текст не приводим.
Главная сложность в определении места реализации услуг по обновлению бумажных сборников аэронавигационной информации к определённой группировке услуг указанных в Протоколе о взимании косвенных налогов. Первое что можно сделать связаться с российским контрагентом, как они определяют место реализации услуг, возможно у них больше опыта и есть разъяснения.
Надо отметить, что в соответствии с п. 30 Протокола документами, подтверждающими МРУ, являются:
- договор (контракт);
- документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг;
- иные документы, предусмотренные законодательством.
Для правильного ответа на вопрос необходимо смотреть предмет, услуг указанный в договоре.
В Протоколе установлено понятие «услуг по обработке информации» — услуги по осуществлению сбора и обобщению информации, систематизации информационных массивов (данных) и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации.
Наше мнение, что услуги по обновлению бумажных сборников аэронавигационной информации не попадают под определение — услуги по обработке информации и НДС подлежит уплате российским субъектом хозяйствования. Но для правильного решения вопроса надо смотреть договор. Российская сторона сама для себя обрабатывает информацию и ведёт сборник, а поставляет уже обработанную информацию в сборнике. Т.е. представляет информацию, а не обрабатывает предоставленную белорусским субъектом информацию. Так Приказом Министерства транспорта РФ от 31.10.2014 установлены правила предоставления аэронавигационной информации из уже существующих сборников.
Вопрос. Организация (резидент Республики Беларусь) заключила Агентское соглашение с нерезидентом Республики Беларусь, согласно которому Организация (резидент Республики Беларусь) оказывает услуги по поиску юридических и физических лиц, с которыми в дальнейшем нерезидент заключит договор поставки. Агентское соглашения является неотъемлемой частью договора поставки товара, который был заключен между Организацией и нерезидентом ранее. Нужно ли уплачивать налог на доходы иностранной организации и НДС резиденту Республики Беларусь с полученного комиссионного вознаграждения от нерезидента, полученного за оказанные услуги, согласно Агентскому соглашению?
Ответ. В данном случае имеет место не импорт услуг, а экспорт и налог на доходы нерезидента не платится, это доход вашей организации. НДС уплачивается если оборот признаётся совершённым в РБ. Место оказание услуг регламентируется Протоколом к соглашению между РБ и РФ о порядке взимания косвенных налогов. Чисто услуги по поиску покупателей должны облагаться НДС у нерезидента.
В законодательстве нет понятия агентское соглашение, как правило это сложный договор включающий в себя элементы договоров комиссии и поручения. Не видя агентский договор и договор поставки ответить нельзя. Либо белорусская либо российская организация должны заплатить НДС, российской организацией договор может быть составлен так, что обязанность по уплате НДС лежит на белорусской стороне.
Надо учитывать то что это экспортная внешнеторговая операция и белорусская организация должна обеспечить зачисление выручки не позднее 180 дней после оказания услуг (п. 1.7. Указа 178) , допускается не поступление выручки в части удержанных в иностранном государстве налогов. Если российская организация не удерживает с комиссионного вознаграждения НДС , то значит она расценивает место оказания услуг по договору — РБ, соответсвенно и НДС с комиссионного вознаграждения платит белорусская сторона.
Вопрос. Облагается ли НДС и налогом на доходы 15% услуга по ремонту средств измерений с последующей их поверкой? Данная услуга будет проводиться на территории РФ организацией-резидентом РФ.
Ответ. В данном случае местом реализации услуг будет территория РФ. Исчисление НДС по договорам, заключенным между организациями РФ и РБ, осуществляется в соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе ) , и согласно пункту 28 разд. IV «Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг» Приложения N 18 взимание НДС при оказании работ, услуг осуществляется в государстве, территория которого признается местом реализации услуг. Местом реализации работ, непосредственно связанных с движимым имуществом, признается территория того государства — члена ЕАЭС, на территории которого находится движимое имущество (пп. 2 п. 29 Протокола). Ремонт осуществлялся в РФ.
НДС и налог на прибыль будет платить российская сторона.
Белорусская организация ввозной НДС и налог на доходы иностранного юрлица не платит.
Если в договоре или счёт-фактуре будет выделен НДС (так как в РФ не все организации платят НДС), то белорусская сторона не имеет право принять этот НДС к вычету, вся сумма с НДС берётся на затраты.
Вопрос. Добрый день. Компания (резидент РФ) хочет привлечь подрядчика (ИП РБ, УСН без НДС) на выполнение услуг в сфере маркетинга (консультации, разработка рекламных материалов).Как лучше оформить такие взаимоотношения? Какие налоги и кем будут выплачивать.
Ответ. У Вас обратная ситуация по описанной в статье — экспорт услуг в РФ. ИП в РБ заплатит свои 5% с выручки, а российская компания будет платить ввозной НДС по импорту в РФ маркетинговых услуг. Тут если работать с одной компанией, можно рассматривать вопрос как оформить договор подряда с физическим лицом вне рамок предпринимательской деятельности, см. статью УДАЛЁННАЯ РАБОТА В ИНТЕРНЕТЕ.
Скажите будет ли облагаться НДС и налогом на доходы 15% услуга по ремонту и поверке средств измерения? Услуга оказывается на территории РФ организацией-резидентом РФ
Ответ в конце статьи.
Здравствуйте.
Скажите пожалуйста будет ли облагаться НДС?
1) Польская организация оказала белорусской организации услуги по разработке каталогов (базы данных) для их включения в программы семейства Audytor.
2) Польская организация оказала белорусской организации услуги по предоставлению лицензии на использование программного обеспечения в форме подписки (150 срочных ключей)
Доброго времени суток, Наталья
Первое что надо сделать определить в соответствии со ст. 117 Налогового кодекса место оказания услуг (в отношении с РФ есть отдельное соглашение). В соответствии с п. 4. ст. 115 Место реализации работ (услуг), имущественных прав
определяется в соответствии: с международным договором Республики Беларусь, составляющим право Евразийского экономического союза, в случае реализации работ (услуг), имущественных прав в государствах —
членах Евразийского экономического союза; со статьей 117 настоящего Кодекса — в иных случаях.
В соответствии сп. 1.4 ст. 117 НК местом реализации услуг признаётся РБ если это услуги (работы) по разработке, модификации, тестированию и обеспечению технической поддержки программного обеспечения. Аналогично такие услуги включены в пп. 4 п. 29 Приложения 18 к Договору о ЕАЭС. Таким образом по таким услугам местом реализации услуг всегда признаётся территория заказчика, т.е. РБ.
В соответствии с п.п. 1.1. ст. 115 НК НДС облагаются обороты по реализации товаров (работ, услуг),
имущественных прав на территории Республики Беларусь.
Белорусская организация должна заплатить НДС и налог на доходы иностранного юридического лица. Уплаченный НДС (как налоговым агентом) можно взять к зачёту.
Здравствуйте.
То есть правильно я понимаю:
— я выставляю ЭСЧФ как по импорту на портал — указываю ввозной НДС,
— уплачиваю НДС (в какие сроки?) (зачесть из переплат, я так понимаю, нельзя?),
— в декларации этот НДС проходит уже только как вычет в разделе IV? Но там только про ввозимые товары.
Помогите пожалуйста разобраться
Добрый день. Помогите разобраться — исполнитель( белорусский ип) — заказчик (российский ип) — работы по разработке и модификации ПО, кто должен платить НДС(если должен), спасибо!
Вы не платите НДС, платит российский ИП
Министерство финансов Российской Федерации: Письмо № 03-07-14/37565 от 18.05.2021
Вопрос: Об НДС при оказании белорусским ИП услуг в электронной форме российскому ИП.
Ответ: В связи с письмом, зарегистрированным в Минфине России 17.05.2021, о применении налога на добавленную стоимость (далее — НДС) при оказании белорусским индивидуальным предпринимателем российскому индивидуальному предпринимателю услуг в электронной форме Департамент налоговой политики сообщает следующее.
К услугам в электронной форме, местом реализации которых в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) признается территория Российской Федерации, относятся услуги, поименованные в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса.
На основании пункта 4.6 статьи 83 Кодекса иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением иностранной организации, оказывающей указанные услуги через обособленное подразделение, расположенное на территории Российской Федерации), и осуществляющая расчеты непосредственно с покупателями указанных услуг, подлежит постановке на учет в налоговом органе. При этом постановка на учет иностранных индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в электронной форме, указанной статьей 83 Кодекса не предусмотрена.
Статьей 161 Кодекса установлено, что при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в бюджетную систему Российской Федерации налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица. В связи с этим российский индивидуальный предприниматель, приобретающий оказываемые белорусским индивидуальным предпринимателем услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, является налоговым агентом, обязанным исчислить и уплатить в бюджет Российской Федерации налог на добавленную стоимость по таким операциям.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.