Упрощённая система налогообложения малого бизнеса в РБ

Показатели УСН в РБ в 2020 году

На 2020 год в пункте 10 Указа от 31.12.2019 г №503 «О налогообложении» изменены критерии финансовых показателей при применении УСН.

Предельные величины валовой выручки с 01.01.2020 года:

  • юрлица УСН с НДС — не более 2 046 668 р. (2019 г. — 1 949 208 );
  • юрлица УСН без НДС — не более 1 404 286 (19 г. — 1 337 415);
  • ИП УСН с НДС либо без НДС — не более 441 000  (19 г. — 420 000 г.).

Ведение учёта в КУДИР для ИП и юрлиц — не более 774 900 (19 г. — 738 000).

Переход на УСН с 01.01.2021 г. размер валовой выручки за первые 9 месяцев 2020 г. не более:

  • для юрлиц — 1 538 843;
  • для ИП — 330 750.

СМОТРИ ЗАПИСЬ — КАК ЗАПОЛНЯТЬ КНИГУ УЧЁТА ПРИ УПРОЩЁННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Вопрос 1. Уменьшается ли облагаемый доход от аренды помещений при УСН на сумму стоимости услуг агентства недвижимости Твоя столица при оказании содействия и предоставлении им нового Арендатора арендодателю?

Ответ 1. Нет не уменьшается. Налоговой базой по УСН предусмотрен валовый доход, это доход без учёта любых затрат. Оплата агентству — это расходы, и расходы при УСН не учитываются. С учётом расходов можно применять общую систему налогообложения в уплатой 16% с чистой прибыли (доход минус расходы).

задайте вопрос в комментариях
задайте вопрос в комментариях

УСН в РБ

Малый бизнес должен играть значительную роль в экономике Республики Беларусь. Но вклад малого бизнеса в экономику нашей страны значительно ниже по сравнению с развитыми странами Запада. Так, например, в Европейском Союзе, доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет до 60%. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь в 2017 году доля малых и средних предприятий в ВВП республике составила 28,5%.

Малый бизнес решает проблему занятости населения, даёт дополнительные поступления в бюджет. При этом он может осуществляться и без поддержки со стороны государства, так как не требует значительных затрат для начала осуществления бизнеса, обладает мобильностью и легче приспосабливается к изменению конъюнктуры рынка. Однако существуют проблемы по получению кредитных и инвестиционных ресурсов для осуществления более крупных проектов и развития, имеются административные барьеры.

В целях развития малого бизнеса должны осуществляться меры государственной поддержки. Выделяют следующие основные виды государственного стимулирования и поддержки малого бизнеса:

 — организационно-финансовый;

— финансовый;

— юридический;

— налоговый;

— бухгалтерский;

— административно-хозяйственный;

— маркетинговый;

— технический;

— информационный;

— обучающий.

Государство должно уделять внимание всем мерам стимулирования малого бизнеса и применять их в комплексе. Одним из средств улучшения финансового состояния малого бизнеса являются инструменты налогового стимулирования. Как инструмент поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь введена упрощённая система налогообложения.

1.Упрощённая система налогообложения как инструмент налогового стимулирования малого бизнеса

1.1. Инструменты налогового стимулирования малого бизнеса.

К инструментам налогового стимулирования, применяемым в отношении малого бизнеса, относятся:

— налоговые льготы при применении общеустановленной системы налогообложения, притом такие льготы устанавливаются по отдельным видам налогов;

— установление специальных либо особых режимов налогообложения для субъектов малого предпринимательства;

— введение налоговых каникул.

Одним из особых налоговых режимов является упрощенная система налогообложения (УСН) адресована ограниченному кругу налогоплательщиков – субъектам малого предпринимательства (хотя законом прямо не установлено, что упрощенку могут применять только такие лица).

Существуют следующие виды упрощённой системы налогообложения:

— система минимальных налогов;

— патентная система уплаты налогов;

— налог на вменённый налог;

— упрощённая система налогообложения.

         Как пример решения задач по развитию малого бизнеса в условиях кризисных явлений в экономике можно привести введение упрощённой системы налогообложения в Украине. Указ Президента Украины № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства», снизил налоги на малый бизнес, упростил ведения учета и отчетности. Всё это позволило миллионам граждан Украины начать собственное дело в условиях кризиса. Была снята о часть социальных проблем в сфере занятости населения, государственный бюджет получил дополнительные налоговые поступления.

         Меры налогового стимулирования малого бизнеса с разной эффективностью применяют во всех странах постсоветского пространства. И от того насколько эффективно применяются данные меры в комплексе с другими видами государственной поддержки зависит положительное решение задач, стоящих перед малым бизнесом.

1.2. Роль упрощенной системы налогообложения в Республике Беларусь.

         В Республике Беларусь со времен перехода к рыночной экономике уделяется большое внимание созданию благоприятных условий ведения бизнеса. В том числе государство принимает меры по поддержке малого бизнеса. Так в статье 7 Закона Республике Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» от 1 июля 2010 г. № 148-З, указано, что в целях реализации государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь законодательством могут предусматриваться:

— особые режимы налогообложения для субъектов малого предпринимательства;

— сокращенный состав бухгалтерской отчетности, а в предусмотренных законодательными актами случаях – освобождение их от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

К субъектам малого бизнеса в Республике Беларусь относятся:

  • индивидуальные предприниматели
  • микроорганизации, зарегистрированные в республике коммерческие организации с численностью работников за календарный год до пятнадцати человек
  • малые организации, зарегистрированные в республике коммерческие организации с численностью работников за календарный год от шестнадцати до ста человек.

Законодательно применение упрощённой системы налогообложения закреплено в главе 32 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь («Налог при упрощенной системе налогообложения»). При этом налоговое законодательство относит упрощённую систему налогообложения к особым режимам налогообложения. Понятие особого режима налогообложения дано статье 10 Общей части Налогового кодекса РБ — особым режимом налогообложения признается специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), применяемый в случаях и порядке, установленных Особенной частью настоящего Кодекса или Президентом Республики Беларусь.

До 2007 года упрощённую систему в Республике применяло менее 1% субъектов предпринимательской деятельности. С 1 июля 2007 года, когда произошёл переход с патентной системы на нынешнюю, начался резкий рост плательщиков применяющих УСН. Уже на март 2012 года количество плательщиков при упрощенной системе налогообложения составляло 128 тысяч. Однако следует отметить, что рост плательщиков налога при УСН обуславливался также возможностью использовать при осуществлении в качестве налоговой базы не валовую выручку, а валовый доход, с исключением из облагаемой выручки некоторых расходов и с применением в этом случае налоговой ставки 15%.

Одним из методов повышения привлекательности использования УСН субъектами малого предпринимательства является снижение ставок налога. В 2011 году ставки налога при упрощённой системе налогообложения составляли 8% и 6% соответственно для плательщиков, работающих без НДС и плательщиков, работающих с НДС. Также была установлена ставка налога 3% при реализации товаров, работ за пределы Республики Беларусь. В 2012 году ставки были изменены по всем позициям на один процент до 7%, 5%, 2%.

Последнее снижение ставок в 2013 году положительно отразилось на экономических показателях субъектов предпринимательской деятельности. Ставки были снижены для субъектов хозяйствования не уплачивающих НДС с 7% до 5%, для субъектов хозяйствования, являющихся плательщиками НДС с 5% до 3%. При осуществление розничной торговли устанавливалась ставка 3% от валовой выручки. По некоторым оценкам такое снижение налоговой нагрузки позволило субъектам хозяйствования увеличить чистую прибыль при работе без НДС на 33%, при работе с уплатой НДС на 41,6%. За восемь лет (с 2011-го по 2018-й) количество плательщиков налога при УСН возросло в два раза.

Надо отметить, что ставки налога при УСН не всегда снижаются. Так пониженная ставка 2% при реализации товаров, работ на экспорт была отменена с 2014 года, а ставка 3% налога при УНС при осуществлении розничной торговли была отменена с 2016 года и при осуществлении розничной торговли стала применяться ставка 5%.

Как положительную тенденцию отмены некоторых запретов на применении УСН субъектами малого бизнеса можно  принятие Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 №7 «О развитии предпринимательства» которым с 2018 года снят запрет на применение  субъектами малого бизнеса, которые осуществляют деятельность через  интернет-магазин, и тех субъектов, которые размещаю на своих сайтах информации о субъекте торговли или о продаже им товаров, содержащей доменное интернет ресурса имя сайта интернет-магазина или адресацию (гиперссылку).

На 1 января 2019 года УСН применяло свыше 210,2 тыс. субъектов хозяйствования, что составляет 50,1% от общего количества субъектов хозяйствования, состоящих на учете в налоговых органах. Из них организаций – 64 555 (36,2% всех организаций), ИП – 145 666 (60,4%). Для сравнения: на 1 января 2018 года плательщиками налога при УСН признавались более 199,6 тысяч субъектов хозяйствования, а их доля составляла 47,7%.

В 2018 году в бюджет Республики Беларусь от плательщиков налога при упрощённой системе налогообложения поступило в бюджет 554 миллионов белорусских рублей (от организаций – 346,9 миллионов белорусских рублей, от ИП – 207,1 миллионов белорусских рублей), что составляет 2,2% в общей сумме доходов бюджета, контроль за которые возложен на налоговые органами.  В 2017 году этот показатель составлял 2%.

         В целом в Республике Беларусь принимаются меры налоговому стимулированию малого бизнеса с применением такого инструмента как введение упрощённой системы налогообложения, о чём свидетельствует рост плательщиков налога при УСН. Однако следует принимать дополнительные меры налогового стимулирования малого бизнеса так как его доля в ВВП республики значительно ниже, чем в развитых европейских странах.

2. Сущность упрощённой системы налогообложения.

2.1. Достоинства и недостатки упрощённой системы налогообложения.

Упрощённая система налогообложения — это льготный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, который обладает достоинствами, привлекательными для налогоплательщиков.

Согласно НК РБ упрощённая система налогообложения относится к особым режимам налогообложения. В соответствии со статьёй 10 Обшей части налогового кодекса Республики Беларусь особый режим налогообложения — это специальный режим исчисления и уплаты налогов в бюджет, это предполагает введение в отношении отдельных категорий плательщиков режима налогообложения отличного от общеустановленного.

Упрощённая система характеризуется:

— простотой исчисления и уплаты;

— низкими ставками налога;

— простотой ведения учёта;

— добровольностью её применения.

 Сущность налога при упрощённой системе в том, что устанавливается один единый платёж вместо нескольких налогов. При определенных условиях налог при УСН заменяет пять налогов: налог на прибыль; НДС; налог на недвижимость; экологический налог и сбор с заготовителей. Единый платёж наряду с упрощённым ведением учёта привлекателен для субъектов малого бизнеса.

По ряду видов деятельности, осуществляемой плательщиками налога при упрощённой системе налогообложения, они обязаны уплачивать налоги в общеустановленном порядке. Например, уплачивать налог на недвижимость по объектам, переданным в аренду, такое правило направлено на предотвращения использования схем ухода от налогообложения недвижимости путём выведения её на субъекты, применяющие упрощённую систему налогообложения.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов — они обязаны уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц (например, с доходов наемных работников), уплачивать платежи за наёмных работников в Фонд социальной защиты населения.

В мировой практике существует практика включения зарплатных платежей в налог при упрощенной системе. Так, например по Закону Латвийской Республики О налоге с микропредприятий, микроналог представляет собой единую ставку, включающую в себя подоходный налог с населения, обязательные взносы социального страхования, подоходный налог с предприятия и пошлину за предпринимательский риск.

Ставки налога устанавливаются в низких размерах в зависимости от выбранной налоговой базы.  В настоящее время ставка налога при УСН 5% без уплаты НДС и 3% с уплатой НДС. Налоговой базой является валовая выручка.

Кроме низких налоговых ставок налог при упрощенной системе налогообложения привлекателен ещё и простотой исчисления. Его расчет производится умножением ставки на сумму валовой выручки. Выручка определяемой как сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационных доходов. Для расчета налога при УСН не требуется ведения учета расходов. Кроме того, микроорганизации имеют право не вести бухгалтерский учет и не составлять бухгалтерскую отчетность, для таких плательщиков предусмотрен упрощенный учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Организациям, у которых численность работников составляет не более пятидесяти человек и валовая выручка не превышает 1 337 415 миллионов белорусских рублей и всем ИП — плательщикам упрощённой системы налогообложения, предоставлена возможность выбора применения УСН с уплатой либо без уплаты налога на добавленную стоимость.

Наряду с достоинствами УСН, существуют и недостатки, связанные с её применением:

— отсутствие обязанности уплачивать НДС ведёт к потере части клиентов из субъектов хозяйствования, которым выгодно приобретать товар и брать к зачёту входной НДС;

— отсутствует полноценный анализ результатов хозяйственной деятельности субъекта малого бизнеса;

— сложность учета при переходе на другой режим налогообложения;

— нет права организаций на открытие филиалов и представительств;

— установлены ограничения по видам реализуемых товаров;

— установлены ограничения на осуществление отдельных видов деятельности;

— отсутствует возможность при определение налоговой базы учитывать расходы;

— отсутствует возможной оперативной смены системы налогообложения при изменении экономической ситуации;

— отсутствуют специфические особенности применения УСН в различных отраслях;

— риск стремления субъектов хозяйствования скрывать выручку в целях сокрытия превышения критерии по выручки как права на применение УСН.

2.2. Порядок ведения учёта при упрощённой системе налогообложения.

Одним из преимуществ упрощённой системы налогообложения, является возможность вести учёт в упрощённом порядке. Должностные лица малых организаций и индивидуальные предприниматели не имеют достаточных знания для ведения полноценного налогового учёта. И при применении общей системы налогообложения вынуждены либо нанимать бухгалтеров, либо обращать в специализированные организации помогающие вести учёт. Соответственно возникают лишние расходы. Также учёт при общей системе налогообложения сложнее, как следствие этому субъекты допускают ошибки при исчислении налогов, что в свою очередь влечёт применение финансовых санкций со стороны налоговых органов.

В целях упрощения учёта при УСН Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Национального статистического комитета Республики Беларусь от 09.01.2019 № 4/1/1/1 «Об установлении формы книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и порядке ее заполнения» утверждена достаточно удобная Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Данная форма книги применяется начиная с 1 января 2019 года.

В данной книге кроме исчисления самого налога при УСН, предусмотрены разделы, позволяющие большинству субъектов малого бизнеса вести весь учёт только в одной книге.

Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, содержит следующие разделы позволяющее вести учёт:

— выручки;

— кредиторской задолженности;

— обязательств налогового агента;

— учет капитальных строений;

— сумм налога на добавленную стоимость;

— сумм страховых взносов и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и расходов за счет бюджета фонда.

В целях упрощения учёта с 2019 года  исключён пункт 1  раздела  2 книги «Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство», так как данная информация, дублирует сведения, которые содержатся в налоговой декларации (расчете) по налогу на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.

Книга учёта при УСН может вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. При ведении книги в электронном виде по окончании отчётного периода она выводится на бумажный носитель. Плательщикам предоставлено право вводить дополнительные графы, строки.

Новацией является и то, что с 2019 года субъекты малого предпринимательства индивидуальные предприниматели могут выбирать метод отражения выручки по оплате либо по отгрузке, ранее допускался учёт только по оплате.

Как юридическим лицам, так и индивидуальным предпринимателям являющимися плательщиками налога при УСН предоставлено право вести чёт на общих основаниях и не применять книгу учёта при УСН.

3. Условия применения упрощенной системы налогообложения.

3.1. Переход на упрощённую систему налогообложения.

Упрощенная система налогообложения установлена для стимулирования развития малого и среднего бизнеса. В целях недопущения применения упрощённой крупным бизнесом законодательством устанавливаются определенные ограничения на использование УСН. При этом используются такие критерии как:

— валовая выручка плательщика;

— среднесписочная численность работников плательщика;

— вид осуществляемой плательщиком экономической деятельности.

Применять упрощённую систему вправе следующие субъекты малого предпринимательства с невысокими показателями выручки и количества привлекаемых наёмных работников:

— организации, численность работников которых в среднем за первые девять месяцев года, предшествующего году, в котором они претендуют начать применение УСН, не превышает 100 человек и валовая выручка нарастающим итогом за эти девять месяцев года не превышает 1 465 565 белорусских рублей;

— индивидуальные предприниматели, у которых валовая выручка нарастающим итогом за первые девять месяцев года, предшествующего календарному году, в котором они планируют начать применение упрощенной системы, не превышает 315 000 белорусских рублей.

         Следует отметить, что индивидуальные предприниматели вне зависимости от применяемого режима налогообложения не могут привлекать к осуществлению предпринимательской деятельности более трёх наёмных лиц.

Критерии по валовой выручки ежегодно корректируются.

В тоже время, когда малый бизнес успешный и начинает приносить больше доходов, перед предпринимателями работающий на УСН встает вопрос о переходе на общий порядок налогообложения либо деления бизнеса на мелкие части, в целях сохранения права работать с применением УСН.

         Также законодателем установлен запрет на применение упрощённой системы налогообложения по отдельным видам деятельности. Например, высокодоходной деятельностью, связанной с финансами.

Так не допускается применение УСН при осуществлении следующих видов деятельности субъекты хозяйствования:

— производящие подакцизные товары, например алкогольных напитков, пива, табачных изделий;

— реализующие (в том числе по договорам комиссии, поручения и иным аналогичным договорам) ювелирные и другие бытовые изделия из драгметаллов и драгоценных камней;

— реализующие имущественные права на средства индивидуализации участников гражданского оборота;

— резидент СЭЗ;

— сдающие в аренду (лизинг), предоставляющие в иное возмездное или безвозмездное пользование капитальные строения (здания, сооружения), их части, не находящиеся у них на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления;

— являющиеся участниками договора простого товарищества;

— осуществляющие операции с цифровыми знаками;

организаторы лотерей;

— проводящие и организующие электронные интерактивные игры;

— игорные заведения;

— риэлтеры;

— страховые организации, страховые брокеры, страховые агенты;

— банки;

— являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

— являющиеся участниками холдинга;

— микрофинансовые организациями;

— инвестиционные фонды, их депозитарии и управляющие организации;

— являющиеся плательщиками единого налога для производителей продукции сельского хозяйства либо единого налога на вмененный доход;

— являющиеся унитарными предприятиями (за исключением некоммерческих государственных организаций), собственником имущества которых являются юридическое лицо, либо находящиеся в государственной собственности;

— коммерческие организации, более 25 процентов акций (долей в уставном фонде) которых принадлежит: одной или в совокупности нескольким другим организациям либо находятся в государственной собственности.

         Анализируя данный перечень можно сделать вывод, что данные запреты в основном не относятся к субъектам малого предпринимательства.

В целях расширения круга плательщиков УСН с 1 января 2019 года разрешено применение УСН:

— унитарным предприятиям, собственником имущества которых являются некоммерческие государственные организации;

— коммерческим организациям, которые согласно действующим в 2018 году нормам НК не имеют права применять УСН в связи с тем, что более 25 процентов их акций (долей в их уставном фонде) принадлежит одной или в совокупности нескольким другим организациям, если процентная доля акций (долей) этих коммерческих организаций, принадлежащих одной и в совокупности всем другим организациям, не являющимся некоммерческими государственными организациями, составляет не более 25 процентов.

С 2019 года в НК добавлена норма о неправомерном применении налога при УСН. За период неправомерного применения УСН налоги подлежат уплате в установленном порядке в тоже время субъект считается перешедшим на применение УСН с 1 января в котором плательщик по законодательству имел право на применение УСН.

Переход субъектов хозяйствования на применение упрощенной системы налогообложения осуществляется на основании представляемого в налоговую инспекцию заявления, в том числе в электронной форме:

— вновь зарегистрированные субъекты хозяйствования подают заявление в течении двадцати дней со дня государственной регистрации;

— действующие плательщики представляют заявление с 1 октября по 31 декабря года, предшествующего году, в котором они планируют начать применение упрощенной системы.

         Двадцатидневный срок для представления заявления при начале предпринимательской деятельности целесообразно изменить на срок представления первой декларации по УСН, так как многие начинающие предприниматели по незнанию не подают заявление в установленный срок.

Применение УСН прекращается и производится уплата налогов в общем порядке начиная:

— с месяца, в котором плательщики они могут быть признаны организациями и индивидуальными предпринимателями, указанными в пункте 2 статьи 324 настоящего НК РБ как не имеющие права применять УСН;

— с месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговой декларацию налогу при УСН за который отражено решение об отказе от применения упрощенной системы.

При достижении выручки полученной в текущем году ИП 420000 рублей (для юрлиц 1949208, без уплаты НДС 1337415) со следующего месяца ИП утрачивает право на применение УСН.

В целом законодатель предоставляет право применять упрошенную систему налогообложения широкому кругу субъектам малого предпринимательства.

3.2. Элементы налога при упрощённой системе.

В соответствии со статьёй 325 Особенной части НК РБ объектом налогообложения налогом при упрощенной системе признается валовая выручка. Налоговая база налога при упрощенной системе определяется как денежное выражение валовой выручки. При в валовую выручку в целях уплаты налога при упрощённой системе налогообложения включается выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы. Установлены следующе ставки налога для субъектов применяющих УСН: — пять процентов — при уплате УСН без уплаты НДС; — три процента — уплате УСН с НДС — шестнадцать процентов — в отношении отдельных внереализационных доходов (безвозмездно полученные товары (работы, услуги), имущественные права, иные активы, суммы безвозмездно полученных денежных средств. Налоговый период при УСН составляет один год с 1 января по 31 декабря. Отчетным периодом по налогу при упрощенной системе признается: — календарный месяц – при применении УСН с уплатой НДС ежемесячно; — календарный квартал – при применении УСН без уплаты НДС либо с уплатой НДС ежеквартально. Сумма налога при упрощенной системе исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода как произведение налоговой базы и ставки налога. Например, индивидуальный предприниматель применяющий УСН без уплаты НДС, оказывающий строительные услуги организациям, получил в 2019 года валовую выручка в сумме 10000 рублей. Ставка налога в данном случае 5%. Сумма налога при упрощённой системе налогообложения за первый квартал составит 10000*5% = 500 рублей. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, не позднее двадцатого числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, представляют в налоговые органы налоговую декларацию по налогу при упрощенной системе. Уплата налога при УСН производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

4. Преимущества и недостатки УСН по сравнению с общепринятой системой налогообложения.

Переход на УСН, который осуществляется на добровольной основе, дает налогоплательщику три основных привилегии:

1. Целый ряд налогов, уплачиваемых при общей системе налогообложения, заменяется единым налогом при упрощённой системе налогообложения, исчисляемым по правилам, закрепленным в главе 32 Особенной части НК РБ.

2. Облегчается ведение налогового учета субъектами малого предпринимательства, поскольку он ведется в особом порядке – посредством заполнения «Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения». Соответственно не надо иметь в штате бухгалтеров.

3. Организации с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек, размер валовой выручки которых нарастающим итогом с начала года не превышает 738 000 белорусских рублей освобождаются от ведения бухгалтерского учета.

Можно отметить следующие основные отличия упрощённой системы налогообложения от общего порядка уплаты налогов: — упрощённые порядок ведения налогового учёта; — отличие налоговой базы — отличие налоговых ставок Существенным недостатком современной упрощенной системы являются то, что налоговая база определяется только исходя из валовой выручки. Это делает применение упрошенной системы по ряду видов деятельности экономически не привлекательным. Это в первую очередь касается торговой деятельности, в особенности оптовой торговли, а также деятельности с большими затратами на аренду имущества и коммунальные платежи. Например, если индивидуальный предприниматель, осуществляющий оптовую торговлю, применяет наценку в 20 %, то он при выручке 1200 рублей, заплатит 60 рублей налога при УСН. А при применении общеустановленной системы налогообложения сумма подоходного налога составит (1200-1000) * 16% = 32 рубля, и это если учесть только затраты на приобретение товара, а есть еще иные затраты (аренда, коммунальные платежи, затраты на наёмных работников и т.д.). При учёте всех затрат разница налог при общей системе может оказаться в десятки раз меньше, чем налог при упрощённой системе налогообложения. В тоже время при оказании услуг, где расходы незначительны, применение упрощённой системы будет более выгодно. В Республики Беларусь ранее была предусмотрена упрощённая система налогообложения с применение в качестве налоговой базы валового дохода при ставке налога при упрощённой системе налогообложения 15%. В Российской Федерации в рамках УСН можно выбрать объект налогообложения доходы или доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (иногда говорят «доходы минус расходы» ст. 346.14 НК РФ). В этой связи целесообразно и в Республике Беларусь предусмотреть возможность вычета из налогооблагаемой базы крупных расходов, таких как затраты на приобретение товаров, аренду имущества, в том числе недвижимости, коммунальные платежи.4. Преимущества и недостатки УСН по сравнению с общепринятой системой налогообложения.

Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19.12.2002 г., с изменениями и дополнениями от 30.12.2008 г.  // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2010.

О поддержке малого и среднего предпринимательства: Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 г. № 148-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2010.

задайте вопрос в комментариях
задайте вопрос в комментариях

Поделиться ссылкой:

18 thoughts on “Упрощённая система налогообложения малого бизнеса в РБ

  1. Здравствуйте. ИП. УСН без НДС. Работаю где-то 1,5года в сфере косметических услуг. Выручку не сдавал в банк, т.к. она совсем небольшая, даже расходы иногда не покрывает. Через 1,5 года работы пополнил счет ИП, после того как нашел ваш сайт). Раньше платил налоги, за арендуемое помещение, ФЗСН и другие расходы с личной карточки жены. Счет был не задействован.
    Вопрос1: Обязательно ли мне сдавать в банк выручку?
    Вопрос2: Хочу взять в аренду второй кабинет(он находится в другой точке города, могу ли я перевозить с собой кассовый аппарат, если буду работать в разные дни в разных кабинетах? Или на каждую точку должен быть свой КСА?
    Спасибо заранее.

    1. Доброго времени суток, Андрей
      1. Посмотрите статью СЧЁТ ИП https://nalog-belarus.by/?p=2882 и примите решение об использовании выручки на личный доход и хознужды.
      2. ИП может работать одновременно и ИП и физлицом с уплатой единого налога, косметические услуги относятся к видам самозанятых см. статью https://nalog-belarus.by/?p=3490
      3. По КСА. 3. В соответствии с п. 17 ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 6 июля 2011 г. № 924/16 Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа — ЕЛИ НА КСА СОДЕРЖИТ СКНО (СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ) ТО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕГО НЕ ПО МЕСТУ УСТАНОВКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ, если КСА без СКНО, то его можно переносить и вместе со всей документацией.

      На СКНО всё равно переведут, пока ещё в ряде районов можно работать без СКНО, но недолго. Поэтому придётся выбирать либо второй кса либо самозанятость.

  2. ИП по УСН от аренды помещений.В договоре аренды помещений есть пункт об обеспечительном платеже в размере месячной арендной ставки ,вносимом арендатором на р.счет арендодателя.Тем же пунктом предусмотрен возврат этого платежа по окончании срока аренды.
    Этот платеж вошёл в сумму дохода в квартале и с него оплачен налог 5 процентов.
    По окончании договора аренды обеспечительный платёж возвращен арендатору на его р.счет .Вправе ли арендодатель уменьшить налогооблагаемый доход в квартале года,в котором арендатору был возвращен обеспечительный платёж?

    1. Доброго времени суток, Валентин
      Нет понятия в законодательстве обеспечительный платёж, всё регулируется условия договора (не читая договор ответить точно нельзя). Возможны два варианта.
      1. Когда обеспечительный платёж не переходит в собственность арендодателя, тогда обеспечительный платёж не должен включать в выручку вообще.
      2. Если из условий договора будет определено что это задаток, тогда он одолжен включаться в выручку после факта оказания услуг, вне зависимости от даты подписания акта выполненных услуг на последнее число каждого месяца.

  3. У нас УСН,являемся эмитентом,доход от продажи ,т.е.выше номинальной стоимости,облагаем налогом по какой ставке-вопрос,а расходы по выпуску и инвесторам на свои убытки или как,подскажите пожалуйста

    1. Доброго времени суток, Надежда
      В соответствии с п. 1.1.1 ст. 326 НК сохраняется общий порядок в отношении выручки от реализации ценных бумах. Т.е. у Вас буде две системы налогообложения УСН и общи порядок и надо будет представлять как декларацию по НДС так и по налогу на прибыль. Надо руководствоваться статьёй 179. Особенности определения валовой прибыли от операций с ценными бумагами.

  4. Доброго времени суток. В 2022 придется применять общую систему налогооблажения, вид деятельности оказание ассенизаторских услуг (по ОКЭД — 37000 сбор сточных вод), такой вопрос, при УСН экологический налог не уплачивал. А при общей системе налогооблажения нужно будет уплачивать экологический налог? Спасибо.

    1. Доброго времени суток, Марина
      Дело в том что в письме МНС
      21.01.2022 № 3-1-8/00179 к примеру чистка выгребных ям отнесена к работам и можно в 2022 году применять УСН. Просто подадите 20.04 декларацию по УСН, отказа от УСН ведь не было.

      1. Спасибо, да действительно чистка выгребных ям отнесена к работам, но ассенизаторские услуги все кругом твердят, что это услуги, налоговая официального ответа на запрос как быть, не дала. Но и уведомления о том, что не применять УСН тоже не было.

  5. Здравствуйте. Подскажите пожалуйста в настоящее время ИП ( наемных работников нет) с видом экономической ситуации ОКЭД 15.12. «Производство принадлежностей и др. изделий из кожи. можно ли применять УСН?

    1. Доброго времени суток, Елена
      При производстве товаров можно применять УСН. Тут надо смотреть конкретную деятельность а не код. У Вас не должно быть услуг когда приходит клиент и заказывает изделие из кожи.
      И возможно такую деятельность можно сейчас осуществлять в рамках ремесленной деятельности https://nalog-belarus.by/?p=2364

  6. Спасибо за ответ. Немного дополню . Вид деятельности будет следующей.
    Планируем изготовление 5-7 стандартных ( типовых) моделе сумок с продажей через сайт с использованием эквайринга. Продажа клиентам только через доставку транспортными компаними по РБ и в РФ.

    1. Тут можно применять УСН.
      А можно проще — быть ремесленником, Вы же как-то в ручную будете изготавливать и ремесленникам можно использовать электроинструмент и бытовые швейные машинки (я то не знаю как кожу шьют).
      По ИП надо вести учёт, считать валютную выручку, выполнять требования к сайту интернет-магазина, и платить ФСЗН.
      Тут ещё такое дело что с 2023 года скорей всего по такой деятельности вообще не будет ИП, а будет самозанятость с уплатой налога на профдоход или ремесленная деятельность.

  7. Спасибо за ответ. Ремесленником наверное было бы проще. Но полагаю, что такие изделия из кожи как женские сумки изготавливать нельзя и наверное нелья использовать электрические швейные машины. Точных ответов на эти вопросы не нашла.

    1. У нас в статье о ремесленной деятельности есть ответ Министерства экономики о возможности использования ремесленниками БЫТОВЫХ швейных машин в том числе ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *